Размещение ценных бумаг осуществят в 2021 году на внешних рынках под государственную гарантию
В марте 2020 года Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT", в котором рекомендовал правительству и акимату Нур-Султана серьёзно рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта. В заключении особо обращалось внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае, если будет решено продолжить его реализацию. Счётный комитет отметил невысокую вероятность массового использования LRT населением, передает Politic со ссылкой на Ratel.kz.
"Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведёт к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге", - указывалось в заключении.
Кроме того, проверяющие отметили, что придётся выводить ряд автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, чтобы обеспечить его загрузку пассажирами. Что тоже приведёт к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки.
Напомним, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в 2019 году заявил, что не понимает, как такой проект вообще можно было начать реализовывать, так как "есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство".
Завершить строительство LRT планировали к середине 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Всего на реализацию проекта LRT из бюджета Казахстана было выделено 156,3 млрд тенге. При этом часть средств поступила в виде займа Китайского банка развития сроком на 20 лет. Долг перед Банком Китая на 2019 года составлял 1,5 млрд долларов, из которых лишь 344 млн были использованы на строительство.
По самым скромным подсчётам, на завершение строительства LRT необходимо ещё не меньше 1,5 млрд долларов. Поэтому с 2019 года идут споры: нужно ли достраивать LRT или выгоднее свернуть проект.
9 декабря 2020 года на брифинге аким Нур-Султана Алтай Кульгинов, отвечая на вопросы журналистов, планируется ли спрашивать мнение горожан о необходимости строительства LRT, ушtл от ответа на вопрос:
Мнение жителей, конечно, очень важно. Но есть вопросы начатых проектов, на полдороге которые оставлять или не оставлять - большой вопрос. Опрос о чем? Вы как считаете, нужен ли? Расчеты посмотрели? Сколько было потрачено на этот проект? Нужно серьезно, профессионально подойти к этому вопросу", - сказал тогда Кульгинов.
Между тем в столичном суде близится к завершению судебный процесс по уголовному делу о хищениях при строительстве LRT. Антикоррупционная служба подсчитала, что общая сумма хищений на объекте составила не менее 5,8 млрд тенге. Дело состоит из 155 томов и восьми эпизодов.
На скамье подсудимых оказались семь человек: экс-начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана Рашид Аманжулов, экс-секретарь маслихата Нур-Султана Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО "Astana Innovations" Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий - Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов и Даурен Абдыхамитов. При этом главные обвиняемые - экс-глава ТОО "Астана LRT" Талгат Ардан и заместитель акима Астаны Канат Султанбеков - на момент начала судебного разбирательства были объявлены в международный розыск. Они находятся в розыске по линии Интерпола.
По версии следствия схема хищений была организована именно заместителем акима столицы Султанбековым и руководителем "Астана LRT" Арданом при пособничестве казахстанских и иностранных компаний. Они утвердили затраты на различные виды работ по проекту с завышением на 24 млрд тенге. Директора подрядных организаций, по версии следствия, заключили фиктивные договоры по завышенной цене с субподрядными компаниями и обналичили средства через лже-предприятия.
Между тем в распоряжении СМИ оказалась информация, которая наводит на мысль, что никто не собирается хоронить проект LRT. Уже в мае 2021 года планируют начать работу по привлечению инвестиций для оператора проекта. На услуги финансовых организаций по размещению ценных бумаг на внешних рынках планируется потратить из бюджета столицы сумму, эквивалентную 1,5 млн долларов. Общая сумма размещения должна составить не менее 1 млрд долларов США одной или несколькими эмиссиями. При этом рассматриваются варианты размещения ценных бумаг и в других иностранных валютах, например, в евро, со сроками обращения в 5, 7 и 10 лет. Выпущены они будут под гарантии Республики Казахстан.
Оплата услуг по организации выпуска ценных бумаг будет осуществляться путем оплаты комиссии, которая не должна превышать 0,13%, и рассчитываемой в процентном соотношении от объема выпущенных и размещенных ценных бумаг.
Согласно финансовым документам, государство вложило в строительство LRT уже 252 млрд тенге. При этом убытки предприятия составили в 2019 году 78 млрд, ещё 185 млрд тенге – долги перед кредиторами.
92 млрд тенге "зависло" в АО "Банк Астаны", который ликвидирован после отзыва лицензии в 2018 году.
Порядка 144 млрд тенге составила предоплата китайским партнёрам за поставку техники.
116 млрд тенге потрачено на строительство железобетонных опор под трамвайные линии.
При таких ошеломляющих финансовых результатах топ-менеджмент компании, состоящий из восьми человек, получил в 2018 году вознаграждение в сумме 85,7 млн тенге, а в 2019 году – 92,1 млн тенге.
Кстати, 20 сентября 2019 года компания разместила облигации на общую сумму 430 млн долларов США, что на тот момент было эквивалентно 163 млрд тенге, под процентную ставку 3,25% сроком на 5 лет под гарантии Министерства финансов Республики Казахстан с выплатой два раза в год. Поступления от облигаций в основном были потрачены на досрочное погашение кредита, предоставленного Банком Китая. Ежегодно только проценты по обслуживанию этих ценных бумаг составляют почти 28 млн долларов.
Остается только догадываться, на что будет потрачен занимаемый 1 млрд долларов: продолжение строительства заведомо неокупаемого проекта LRT или покрытие имеющихся долгов.