Что могло послужить причиной массовой драки в Белокаменке и как живут казахстанские гастарбайтеры на севере России?
Драка между рабочими произошла в вахтовом поселке Белокаменка Мурманской области 23 марта. Здесь идет стройка Центра крупнотоннажных морских сооружений, на которой работают около 10 тысяч человек, в том числе выходцы из Турции, Китая, Казахстана и других республик, передает Politic со ссылкой на orda.kz.
По официальным данным, в результате драки пострадали шесть человек, все – граждане России.
Судя по сообщениям очевидцев, причиной произошедшего стал бытовой конфликт в столовой.
В соцсетях распространяются видео огромных очередей в столовую и возмущение рабочих, которые говорят о том, что руководство строительной компании эту проблему не решает.
Тарас Игашов, бывший житель Мурманска - ныне алматинец, рассказал журналистам, что в городе и области царит безработица, но при этом предприятие-гигант строят в основном мигранты-нелегалы, то есть самая дешевая рабсила.
"Осенью 2019 года Мурманск гудел, что в Белокаменке строят нечто грандиозное и завезли 10-15 тысяч гастарбайтеров. При этом у самих мурманчан работы с достойной оплатой нет. Когда началась пандемия, пошли разговоры, что в Белокаменке творится ад из-за большой скученности народа. Была большая смертность. Во время "коронобесия" людям досталось и от тяжелой работы, и от бытовых условий", - рассказал Игашов.
Мужчина отметил, когда привлекают гастарбайтеров, это всегда плохие условия труда: капиталу все равно, как будет питаться пролетариат и выживет ли он после вахты.
"Не думаю, что в этой драке причиной был национальный вопрос. Гастарбайтеров здесь больше, чем славян. Да и в принципе Мурманск довольно многонациональный город. Здесь много приезжих. Это не Санкт-Петербург или Москва, где за гастарбайтерами гоняются скинхеды", - поделился Игашов.
Есть и другие стрессогенные факторы в этом северном регионе. Игашов рассказал, что здесь как раз недавно закончилась полярная ночь, которая депрессивно действует на психику.
Кроме того, плотное расселение вводит людей в состояние стресса. По его словам, к этому необходимо добавить и недавние сокращения сотрудников на 5-20% в местных организациях.
Жить здесь некомфортно: даже по данным Википедии, население Мурманска с 1995 года сократилось более чем на 100 тысяч человек.
Рыночная экономика неминуемо порождает спрос на дешевую рабочую силу, и гастарбайтеры ради заработка вынуждены мириться с плохими условиями жизни и труда. Но компании-гиганты идут навстречу людям лишь тогда, когда дело доходит до всплесков агрессии.
Тарас Игашев вспомнил о конфликте 2006 года в карельском городе Кондопоге. Тогда после убийства двоих местных жителей выходцами из Чечни и Дагестана, для подавления волнений из Петрозаводска прибыл ОМОН. Было задержано более ста человек. Власти в срочном порядке эвакуировали 60 лиц кавказских национальностей.
На этот раз конфликт был локальным, и в самом Мурманске о нём знают далеко не все. Мурманчане — знакомые Игашова говорят, что на местном телевидении о ЧП в Белокаменке не говорили и кадры, которые вызвали такой резонанс в Казахстане, не показывали.