"Где только не умудряются подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду-племени некоторые наши казахи", - негодует отечественный журналист
Вопрос "руың кiм?" ("из какого ты рода?"), зачастую задаваемый у нас при первом же знакомстве, в лучшем случае сувенирно-художественный, а в худшем – имиджевый смысл, считает журналист Болат Абуов. Свое более подробное мнение об этом он изложил в газете "Экспресс К", передает Politic.
Наш сайт приводит полную версию данной статьи.
"Тема эта, безусловно, спорная как в кругу многотомных ученых, так и среди диванных аналитиков. Лично меня вопрос: "Руың кiм?" ("Из какого ты рода?"), задаваемый при первом же знакомстве, порою злит. Ибо считаю, что он носит в лучшем случае сувенирно-художественный, а в худшем – имиджевый смысл. В ответ, как правило, ваш покорный слуга раздраженно отвечает: "Дұрыс қазақ болайық!" ("Будем достойными казахами!").
И где только не умудряются подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду-племени некоторые наши казахи – в приветственных речах, на номерах авто и даже бейджиках! Хорошо, в паспорта и анкеты не приписывают – графа такая отсутствует. Неужели таким образом подчеркивается свое доминирующее положение над другими родами?
Сгущаю краски? Ничуть. Проблема в другом: далеко не каждый из нас знает свою родословную (шежiре) как минимум до седьмого колена (жетi ата). Тем более – историю своего рода. Если позволите, изложу легенду о происхождении своей ветви рода из Младшего жуза. К слову, услышь эту историю небезызвестный Генри Баскервиль, то от досады он навсегда покинул бы и Баскервиль-холл, и графство Девоншир, и Англию вообще. Мол, у казахов фамильные легенды как легенды, а у наших Баскервилей – одни собаки средневековые! Шучу.
…В те далекие-далекие времена, когда наши сарбазы денно и нощно бились с чужеземными врагами, произошла очередная сеча. Продолжалась она от рассвета и до самого заката. Чужеземцы вдвое превосходили казахское войско, руководимое батыром из рода (…). Но благодаря природной отваге, силе и смекалке казахи наголову разбили врага. Наступали сумерки. Вдруг степной ветер донес до батыра плач младенца. Его верный конь без команды подвел хозяина к краю оврага, на дне которого лежала женщина из стана врага. Со стрелой в груди. А рядом – живой ревущий кулек. Сердце батыра дрогнуло – он был бездетен. Приказав немедленно распеленать младенца, он загадал: "Если это мальчик, усыновлю его!". Так и случилось. Подросший сын батыра походил на своего приемного отца во всем: и статью, и умом, и силой. Когда юноша достиг совершеннолетия, его женили на девушке из знатной семьи соседнего рода. Красавица жена родила ему семерых сыновей – могучих воинов, которыми гордилась Великая степь…
Отсюда и появилось название нашей ветви из рода (…), появившееся в середине ХVIII века. Считается, что потомки этой ветви не склонны к обману, воровству, предательству. По характеру они одиозны, честолюбивы, вспыльчивы и нередко мстительны. Как правило, не предприимчивы.
А среди представителей нашего рода в целом есть народный артист СССР, Герой Советского Союза, всемирно известный режиссер, а также… Впрочем, стоп.
Не исключаю, что представители Старшего жуза станут утверждать, что изложенная мною история относится к одному из их родов. Многочисленные аргыны Среднего жуза, возможно, будут с этим не согласны, отстаивая свое право на эту легенду. Ну и славно!
А вопрос "Руың кiм?" меня шибко раздражает. Другое дело – знать свое шежiре хотя бы до седьмого колена. Такие знания в совокупности и составят развесистую крону родословного древа всего казахского народа – единого и неделимого. И тогда наверняка отпадет желание спросить у первого же встречного казаха: "Руың кiм?". Дұрыс қазақ болайық, бауырым!"
В заключение автор отметил, что точнее всех на эту тему выразился Абай:
"О великий мир,
Посмотри на меня!
Я – пылинка твоя,
Сын казаха я!".