Экспансия Турции и Китая в Казахстан не за горами - эксперт

27.01.2021, 03:00

Что будет делать Казахстан в том случае, если американские планы удастся воплотить в жизнь и республика действительно покинет ряды ЕАЭС и ОДК

Islam.kz

Победа Байден повлечет за собой усиление влияния Турции и Китая в Средней Азии, считает публицист Александр Шустов. Его статья опубликована 23 января на сайте издания Ритм-Евразии, передает Politic.

Шустов прогнозирует, что приход к власти демократов изменит вектор политики США от решения внутренних задач на использование внешнеполитических практик. Одним из таких инструментов США в Средней Азии является площадка "С5+1".

Этот формат взаимодействия США и среднеазиатских республик начал обновляться еще в конце срока Дональда Трампа. В январе узбекское министерство инвестиций и внешней торговли отчиталось о запуске США инициативы "Центрально-Азиатское инвестиционное партнёрство".

От США эта инициатива продвигается Финансовой корпорацией международного развития США (DFC), которая была создана слиянием USAID и Корпорации зарубежных частных инвестиций (OPIC). Однако, Шустов считает, что финансировать государства Средней Азии слишком дорого для США, и поэтому эту роль будет выполнять Китай. А DFC ограничится созданием гражданских структур "мягкой силы", в частности развитием НКО борящихся за права женщин-предпринимателей, за гендерное равенство и т. п.

В военно-технической сфере в регионе развивает свое влияние Турция. Проект "Армии Турана", заявленный президентом Турции Реджепом Эрдоганом, продвигается через Совет Тюркских государств и через двусторонние договоры. Победа поддерживаемого Турцией Азербайджана в недавнем Карабахском конфликте с Арменией сильно воодушевила турецкие элиты на дальнейшее продвижение в Среднюю Азию.

Цитируя отдельных казахстанских аналитиков, которые после декабрьского обострения проблемы "северных территорий" предложили выйти из состава Союза, одно из изданий якобы намекает Нур-Султану на оптимальный с точки зрения интересов США вариант развития событий: вначале покинуть ЕАЭС, а затем выйти из состава ОДКБ, как это сделал в 2012 г. Узбекистан. 

Наиболее интересным автор обозначает вопрос о том, что будет делать Казахстан в том случае, если американские планы удастся воплотить в жизнь и республика действительно покинет ряды ЕАЭС и ОДКБ. В таком случае Казахстану остается только два варианта геополитической ориентации: Китай, которого казахи опасаются гораздо больше, чем всех прочих соседей, и Турция. Анкара после войны в Карабахе фактически получила выход к Каспийскому морю через Азербайджан, который может быть использован ею в качестве трамплина для проникновения в Центральную Азию. Не случайно, отмечает автор, в азербайджанской прессе после подписания трехстороннего соглашения по Карабаху активно муссировались слухи о том, что Баку получит коридор в Турцию через южные районы Армении, который отойдет чуть ли не в его собственность. Очевидно, что такой коридор, способный обеспечить территориальную связь Турции и Азербайджана, давно превратился для Анкары и Баку в навязчивую идею.

В октябре 2020 года Турция провела переговоры с Казахстаном и Узбекистаном по теме военно-технического сотрудничества. Итогом переговоров стали соглашения в военной и военно-технической сфере. Узбекистан договорился об обучении своих офицеров в Турции, а также в обмене опытом в подготовке войск.

В завершении автор добавил, что продвижение Китая и Турции в Средней Азии направлено на вытеснение из региона России, позиции которой все более ослабляются.