Заявление председателя Сената Парламента РК Маулена Ашимбаева о том, что тему голода 20–30-х гг. нужно рассматривать не с политической, а с научной точки зрения, спровоцировало дискуссию в общественности
Заявления историков, политологов и призывы национал-патриотов, возникающие по этому поводу в Казнете, выявили и другие проблемы, передает Politic со ссылкой на Ia-centr.ru.
По словам политолога Данияра Ашимбаева, отношение к истории в Казахстане стало запутанным. У старшего поколения прежние исторические ценности в голове еще живы. А у молодежи очень скудные и запутанные знания.
"Взять те же декабрьские события 1986 года. Говорят о сотни погибших, спорят. Но за все эти годы, кроме четырех фамилий, ни одного нового имени так и не прозвучало.
Хотя, казалось бы, можно было найти хотя бы родственников этих «сотен» погибших. Кроме того, люди, претендующие на роль "революционеров", за все эти годы так между собой переругались и настолько друг друга облили помоями, что в этом качестве уже абсолютно не воспринимаются", - отметил эксперт.
По словам политолога, среди более-менее "устаканившихся" на этом поприще фигур оказались люди, к этим событиям вообще никакого отношения не имевшие, и более того, в свое время успевшие осудить тех, кто отношение имел.
"Поэтому и возникает каша, связанная с возрастным разрывом, национальным, региональным, поскольку у каждого региона есть еще и свои герои и антигерои. Поэтому история должна изучаться объективно, нейтрально. Если мы говорим о репрессиях и коллективизации (раз уже выделяем этот период), то давайте учитывать все факторы, а не только те, которые выгодны кому-то. В противном случае, история будет влиять на казахско-русские и казахстанско-российские отношения. Чего в принципе и добиваются многие "историки", - добавил Ашимбаев
Эксперт считает, что государству нужно определиться по конкретным вопросам с тем, чтобы поместить историю в правильный политический контент так, чтобы она не влияла на социальную и национальную ситуацию в республике сегодня.
"Отойти, так сказать, от полярных оценок. Разговоры о геноциде и целенаправленной политики советского руководства по уничтожению казахской нации исторически и документально не оправданы.
Естественно, идет пересмотр. Еще в советские годы шла аккуратная ревизия истории. Мы видели, как в учебниках и культуре постепенно появлялись авторы и произведения, выстраивающие преемственность Казахской ССР к Тюркскому каганату и Монгольской империи. Это понятный процесс формирования национальной истории. Это происходит во всем мире – каждый народ ищет свои корни, при этом стараясь убрать тех, кто ему не нравится, и выбирая тех, кто больше тянет на героический след.
По мнению специалиста, в годы независимости в силу того, что много неспециалистов и популистов бросилось в эту тему, процесс вышел из-под контроля.
"Есть масса спорных моментов, по которым государство должно занимать определенную политическую линию. Из-за современного политизированного подхода мы узнаем, что якобы вся промышленность в Казахстане была построена "рабским" трудом заключенных. Экстраполируем на современность: у нас индустриализация проваливается уже который год! То есть заводы строили "рабским" трудом, а свободолюбивый казах «этим» заниматься не будет. Вот вам параллель между историческим сознанием и современностью. Или как недавно один молодой человек заявил: американцы пришли и открыли нефть на Тенгизе. Но на Каспии нефть 100 лет добывалась, а Тенгиз открыли и начали разрабатывать еще в 70-80-х годах прошлого века. То есть американцы пришли уже на готовое месторождение. И вот это вот выдергивание и перечеркивание советской истории однозначно негативно влияет на современные процессы", - добавил Ашимбаев.
Политолог подчеркнул, что у нас выкраивают ту историю, которая нравится больше.
"То есть монголы завоевали Русь, потом Русь окрепла, сбросила иго, завоевала Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, потом пришла и присоединила Казахское ханство – своего рода исторический реванш.
Но о таком подходе никто говорить не хочет. И вот это передергивание и вычеркивание приводит к тому, что у нас в историческом прошлом появляются дыры.
Когда власть говорил о социальной модернизации, о том, что нужно заниматься созидательным трудом…У нас созидательный труд был в советское время. И вырывание этого периода приводит к тому, что у нас в истории нет примеров созидательного труда. На каком фундаменте формировать новые ценности? История всегда влияет на будущее!" - резюмировал Ашимбаев.