В Казахстане не существует проблем с русским языком – ни в смысле его малого знания молодежью, ни, наоборот, вытеснения им казахского языка, считает политолог Досым Сатпаев
Ставка на углубленное изучение английского языка или более активное изучение казахского, впрочем, не означает какой-либо угрозы русскому языку, полагает казахстанский политолог Досым Сатпаев, передает Politic.
Мнение казахстанского и зарубежных специалистов на тему того, есть ли дерусификация в Казахстане, опубликовала российская газета "Взгляд".
"В Казахстане, в отличие от Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, не существует проблем с русским языком – ни в смысле его малого знания молодежью, ни, наоборот, вытеснения им казахского языка. Ситуация сбалансированная: большое количество русских школ и распространенность русского языка в быту не сказывается на владении родным языком казахов даже на севере республики. Никакой угрозы в этом у нас не видят, наоборот, билингвальность и мультилингвальность поощряются и государством, и обществом как залог повышения конкурентоспособности молодых людей. Кто-то едет за образованием в Россию, кто-то в Америку, кто-то в Китай – и это нормально", - приводит издание слова Сатпаева.
Другой эксперт, гендиректор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, полагает, что все же можно наблюдать некую переориентацию современного поколения казахов на английский язык как более перспективный.
"В Казахстане молодежь довольно прагматичная, это объясняется целым рядом причин, в том числе той прагматичной политикой, которую проводило руководство республики. Молодые люди ориентируются прежде всего на английский язык (в гораздо меньшей степени – на китайский) и на Запад, на возможность учебы там, получения образования. На Россию, естественно, в меньшей степени ориентируются, чем на английский язык, но на русский язык тоже", – отметил эксперт.
При этом Лепехин подчеркнул, что русофобия не свойственна ни молодежи, ни тем более людям старшего поколения – исключение составляют лишь сравнительно небольшие группы националистов, предъявляющие претензии к "русским колонизаторам".
Но, по мнению экспертов, дерусификация происходит не по воле политиков-националистов, а естественным путем.
Как отметил завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, во многих районах республики, прежде всего на юге, казахско-русское двуязычие и вовлеченность казахов в русскую культуру (даже поп-культуру) уходит в прошлое.
"Городская казахская молодежь действительно стремится к изучению русского языка. Но вокруг того же Алматы существует "ржавый пояс" самостроев, где молодежь уже не может связать по-русски двух слов и слушает казахскую – а не российскую или англоязычную – поп-музыку.
Если брать северные региональные центры – Павлодар, Петропавловск, Усть-Каменогорск, то эти города преимущественно русскоязычные. Если вы возьмете, например, Туркестан, Атырау, где более 90 процентов населения казахское, то там нет какого-то особого отношения к русской попсе или к русскому языку", - добавил он.
Что касается национальной образовательной системы, то в студенческой среде тоже происходит резкое расслоение, "потому что качество обучения катастрофически падает", отметил Грозин. По его оценке, только 5 процентов вузов Казахстана дают "действительно высокий образовательный уровень", и в таких заведениях русский изучается как иностранный. При этом в самом Казахстане много говорят о том, что местный уровень образования уступает российскому. Такой вывод делается не только по итогам международных олимпиад, но и по оценкам международных рейтинговых агентств.
"В городах многие родители пытаются пристроить своих детей в русскоязычные образовательные учреждения. Но если сравнивать средний уровень образования в таких школах со средним уровнем в соседних российских регионах, то российские образовательные нормы выше, поэтому этнические русские граждане, которые переезжают из Казахстана в Россию, тратят усилия на обучение детей русскому языку", – отметил Грозин.
Миграция из Казахстана, которая происходит на протяжении многих лет, касается не только русских, но и самих казахов и в основном мотивируется не политическими или этническими, а социально-экономическими, карьерными причинами, в свою очередь заметил Сатпаев.
"При этом далеко не все из уехавших возвращаются потом на родину. И это большая проблема для Казахстана", – посетовал политолог.