Как Казахстан обманным путем стал "автогигантом", обогнав Японию и Германию, рассказал эксперт
Политолог и бывший советник председателя правления АО "КазТрансГаз" Санжар Бокаев заподозрил лобби казахстанского автопрома в мошенничестве в особо крупных размерах, передает Politic.
"Угадайте, какая страна является автогигантом и производит 167 моделей автомобилей 22 глобальных брендов. Для примера, Япония производит 14 брендов, Германия – 15 известных марок. В это сложно поверить, но речь идет о нашей стране, - отметил Бокаев.
На официальном сайте премьер-министра указано, что наша страна производит 167 моделей автомобилей, 22 мировых брендов, чему эксперт, мягко говоря, очень удивился.
В своем тексте Бокаев сослался на отчет, где указано, что с 2010 года в стране появилось 130 новых машиностроительных заводов, которые производят 167 моделей автомобилей. Однако найти этот список 167 моделей, производимых в Казахстане, не удалось. Как и нет нигде информации, где созданы 130 новых заводов автопрома.
"Во-первых, давайте определимся с терминами. Мы не производим, а собираем. Это абсолютно разные экономические категории, характеризующие абсолютно разный вклад в цепочке создания продукции.
Во-вторых, даже сборку в нашем случае сложно назвать сборкой, если мы вкручиваем только колеса и двери.
Хотя правительство похвасталось, что уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%. То есть это означает, что мы одну треть всех деталей, из которых состоит автомобиль, производим в Казахстане. Как так? Я почти ничего не знаю о своей стране!" – подчеркнул специалист.
Бокаев иронично вопросил: Может мы все это производим, но стараемся не показывать, чтобы никто из соседей не сглазил?
Однако это, по словам эксперта, "попахивает мошенничеством в особо крупных размерах, совершаемых серьезным лобби из автопрома".
"Это же понятно, что нашлись умники, которые под видом отечественного производителя, избегают оплаты пошлин, налогов, утильсбора. Получается, что казна государства не только не досчитывается миллиардов тенге, но и платит лжепроизводителям. Тот же Балушкин - “Азия Авто” за 5 лет получил льготы на сумму 432 млрд тенге. А ведь эти деньги могли послужить стране для социальных нужд", - резюмировал Санжар Бокаев.