Депутат Мажилиса: путевые листы для международных перевозчиков — архаизм и коррупционный риск

Автор:  Ахметов Алихан 13.08.2025, 17:32
из открытых источников

В Казахстане по-прежнему действует требование обязательного наличия бумажного путевого листа для транспортных средств, выполняющих международные перевозки. На это обратил внимание депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинұлы, назвав норму пережитком советского времени.

По словам парламентария, путевой лист, как и в СССР, требует заполнения множества реквизитов: даты и маршруты выезда, данные о грузе, медицинские отметки, подписи диспетчера и т.д.

«Представьте, казахстанский перевозчик едет из Алматы в Берлин — он обязан оформить один путевой лист на выезд, а для обратного рейса по закону должен заполнить новый документ уже за границей. Водители из Турции, Узбекистана, России или Беларуси таких требований у нас не испытывают», — отметил Нажметдинұлы.

Он подчеркнул, что отсутствие или неправильное оформление путевого листа при въезде на территорию Казахстана грозит штрафами для отечественных перевозчиков, что создаёт неравные условия и коррупционные риски. Попытка отменить норму для международных перевозчиков в 2023 году не увенчалась успехом из-за сопротивления государственных органов. Осенью этого года депутат намерен вновь поднять вопрос.

Отдельно Нажметдинұлы раскритиковал решение об отмене квалификационных требований к перевозчикам. Теперь, по его словам, бланки могут получать даже владельцы старых грузовиков с техпаспортом, что увеличило число перевозчиков при ограниченном объёме бланков.

«В результате документ, который стоит 1 МРП, из-за дефицита может вырасти в цене в сотни раз», — добавил он.

Депутат считает, что Казахстану необходимо перенять международный опыт, внедрив цифровые путевые листы или оптимизировав бумажный документооборот, чтобы исключить избыточные требования и коррупционные риски.

Теги: