Саботаж налицо. Госслужба сознательно и открыто не выполнила поручение Токаева?

11.06.2021, 10:14

Сокращать госаппарат и выстраивать справедливую оплату труда, как того велел Президент, похоже, никто не торопится

tsargrad.tv

Есть основания полагать, что поручение Президента Токаева сократить госаппарат и перейти на новую форму оплаты труда госслужащих не будет выполнено надлежащим образом. Такое мнение высказали авторы turanpress.kz.

Сайт Politic приводит данную статью практически без изменений.

Медленно и невнятно

Сокращение числа госслужащих и внедрение факторно-балльной шкалы (ФБШ) оплаты их труда – важнейший этап реформирования госаппарата. От быстрейшего и качественного проведения реформ зависит не только снижение коррупции, но и эффективность работы министерств, акиматов и нацкомпаний.

Сегодня существует мнение о том, что в Агентстве по делам госслужбы вместо фундаментальных изменений проводят косметический ремонт. Вероятно, протест вызывает сама идея сократить количество чиновников, кроме того, внедрение ФБШ потенциально может выявить тех, кто действительно работает, и тех, кто лишь просиживает штаны в высоких кабинетах. Но обо всем по порядку.

В июне Токаев заслушал отчет председателя Агентства по делам государственной службы Анар Жаилгановой о комплексных мерах, направленных на дальнейшее развитие государственной службы. Президенту доложили о работе по сокращению численности государственных служащих и внедрении факторно-балльной шкалы.

Жаилганова считает, что пилотный проект по переходу на факторно-балльную шкалу позволил повысить привлекательность госслужбы и обеспечил повышение стабильности кадрового состава. По словам главы ведомства, число кандидатов на одно вакантное место увеличилось в среднем в 2,6 раза.

Собственно, больше никакой информации о ходе реформы Агентство по делам госслужбы в публичный доступ не предоставило. Между тем, детали программы крайне важны для понимания того, получим ли мы принципиально новые подходы чиновников к исполнению своих обязанностей или они останутся прежними – формальными, коррупционными и мало ориентированными на благо общества. Напомним также, что реформирование госслужбы осуществляется не в первые, и прежние попытки зачастую лишь вносили дополнительный хаос.

Отметим, что в январе этого года Касым-Жомарт Токаев дал председателю агентства поручение обеспечить контроль прозрачности и эффективности процесса сокращения госслужащих на центральном и местном уровнях. Но ни о какой прозрачности пока нет и речи.

Работа, между тем, предстоит огромная. Как сообщалось ранее, президент поставил задачу сократить количество чиновников и служащих квазигоссектора на 25% уже к 2021 году, а также с 1 июля этого года внедрить факторно-балльную шкалу для госаппарата.

«Поручаю ускорить сроки сокращения госаппарата и работников квазигосударственного сектора. В этом году следует сократить их на 10%, а в следующем году еще на 15%. Задачу сокращения чиновников на 25% мы решим уже в 2021 году. В зависимости от результатов и с учетом цифровизации примем решение и о дальнейшем сокращении. За счет сэкономленных средств будет повышена заработная плата оставшихся работников. Низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого», – заявил Президент.

«Недопонимание этого вопроса ведет к отрицательной селекции, потери компетенции, инициативы и самое главное – к коррупции. Поэтому с 1 июля 2021 года следует внедрить факторно-балльную шкалу. Это приведет к усилению ответственности и мотивации государственных служащих», – добавил он.

По словам президента Токаева, «государственная служба не должна превращаться в закрытую касту. В то же время важно обеспечить преемственность и институциональную память, не допуская падения профессиональных и этических требований».

Позже были озвучены данные министра национальной экономики Руслана Даленова о том, что заработная плата низовых звеньев будет существенно повышена. «Ряд управленческих звеньев будет предложено сократить. Особым стимулирующим фактором станет то, что зарплата будет повышена низовым звеньям», – сказал Даленов. Однако четких сведений о том, кому именно и насколько будут повышены оклады, предоставлено не было.

Бегство чиновников

В прошлом году отдельные госорганы заявляли, что из-за низких зарплат люди не хотят работать в госаппарате. В частности, по результатам проведенного опроса в местных исполнительных органах Западно-Казахстанской области, 73% служащих уволились по причине низкой оплаты труда.

«За отчетный период общая сменяемость составила 767 человек или 18,1% от штатной численности государственных служащих, чистая сменяемость государственных служащих составила 226 служащих или 5,3% от штатной численности», – пояснили в департаменте по делам госслужбы региона. Тогда же чиновникам дали понять, что в рамках пилотного проекта и внедрения ФБШ их оклады возрастут в 1,5-2 раза.

Здесь мы вновь сталкиваемся с успокоительными, но очень поверхностными заверениями Агентства по делам госслужбы. «Система факторно-балльной шкалы очень сильно будет стимулировать государственных служащих оставаться и это привлекательно для других молодых людей. Система на сегодняшний день в пилотном проекте внедрена в нашем Агентстве, Министерстве юстиции, акиматах Мангистауской области, города Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. На самом деле это очень эффективный механизм и мы приветствуем ее», – поясняла глава ведомства Анар Жаилганова.

Также последовали невнятные заверения в том, что госслужащим предоставят некий соцпакет «по японскому методу». Агентство по делам госслужбы даже отправляло сотрудников в Японию для изучения опыта.

В марте 2021 года в ведомстве заявили, что расчеты уточняются Министерством национальной экономики с учетом общей численности госслужащих, а также с учетом распределения их по системе ФБШ. «Окончательно по размерам заработной платы будет ясно после того, как проанализируют и завершат эти расчеты. Повышение от 30% до 150% – это предварительно», – сообщили в агентстве.

При нынешней системе оплаты труда существует большая диспропорция в зарплатах между центром и регионами, в среднем она составляет 70%. ФБШ же учитывает уровень сложности выполняемой чиновником работы, наличие компетенций и эффективность. Основной прирост заработной платы будет на уровне районов и сел, подчеркнули в ведомстве. Сейчас, например, ведущий специалист на сельском уровне со стажем работы от 9 до 11 лет получает порядка 89 тысяч тенге, минус вычеты. При подобных окладах текучка закономерна.

1 июля будет пшик?

Как можно увидеть, информация неконкретна и противоречива. Но времени на расчеты и подготовку уже не осталось – с 1 июля казахстанские госслужащие должны перейти на факторно-балльную шкалу оплаты, иначе поручение Президента будет провалено.

Распоряжение главы государства едва ли можно выполнить даже формально, так как бюджетирование расчетов не завершено и ничем не подтверждается. За прошедшие годы Агентство по делам госслужбы не столько внедряло сложную для нашего чиновничества систему ФБШ, сколько незатейливо и незначительно пыталось увеличить зарплаты. Отметим, что это вовсе не одно и то же. ФБШ должно было вывести госслужбу на новый уровень эффективности, а несколько десятков тысяч тенге к окладу ничего принципиально не изменят.

Кроме того, до сих пор не приняты нормативные документы по изменению структуры и штатной численности госорганов. Без законодательной базы, разумеется, никакая реформа невозможна. На сегодня чиновникам, подлежащим сокращению, даже не выданы уведомления, которые должны предоставляться не менее чем за месяц.

Опровержению этой информации можно было бы радоваться, однако оно едва ли поступит. Как отмечалось выше, официальные сведения туманны и расплывчаты, что заставляет сомневаться в готовности к реформе, назначенной на 1 июля.

Резюмируя материал, авторы подчеркивают: если же факты из инсайдерских источников верны, то госслужба сознательно и открыто не исполняет прямое, отмеченное в ежегодном Послании и Плане Нации, поручение главы государства. Этот саботаж не очень-то и удивляет, поскольку высшей прослойке реформа не выгодна. Вот если бы их заставляли напрягаться ради увеличения базовых окладов, нормативов служебных площадей или количества служебных автомобилей, то поручение Президента было бы выполнено качественно и с многократным опережением графика. А сокращать аппарат и выстраивать справедливую оплату труда, похоже, никто не торопится.