«Абсолютное нежелание нести ответственность»: эксперт спрогнозировал скорую отставку Сагинтаева

30.06.2021, 05:11

Чаще всего акимы Алматы оставляли свои посты в июне 

kursiv.kz

Известный политолог Данияр Ашимбаев напомнил казахстанцам о довольно интересной статистике, передает Politic.

Согласно ей, чаще всего акимы Алматы покидали свои посты в июне :

  • Владимир Романов — первый секретарь горкома — август 1989 г. (проиграл выборы в народные депутаты СССР и был отозван в распоряжение ЦК КПСС, откуда и прибыл в свое время в Алма-Ату).
  • Кадыр Байкенов — первый секретарь горкома и председатель горсовета — март 1991 г. (стал госсоветником)
  • Заманбек Нуркадилов — глава городской администрации — июнь 1994 г. (конфликт с премьером)
  • Шалбай Кулмаханов — аким — июнь 1997 г. (стал председателем ГКЧС)
  • Виктор Храпунов — аким — декабрь 2004 г. (стал акимом ВКО)
  • Имангали Тасмагамбетов - аким — апрель 2008 г. (стал акимом Астаны)
  • Ахметжан Есимов - аким — август 2015 г. (возглавил НК «Астана ЭКСПО-2017»)
  • Бауыржан Байбек — аким — июнь 2019 г. (вернулся на пост первого зампреда партии «Нур Отан»).

Итак, чаще всего руководители Алматы менялись в июне (43%), уходили по горизонтали (86%) и работали в среднем 4,5 года. Кстати, предшественник Романова — Георгий Шулико — тоже в июне (1987 г.) сменился.

Как отмечает Ашибаев, с этой точки зрения нынешний аким Сагинтаев может проработать — по статистике — еще пару лет, но, по словам эксперта, как-то хотелось бы этого избежать.

«Стилистика его работы больно уж специфическая. Взять хотя бы случай с приватизацией музыкальных школ. После того, как разгорелся скандал, акимат заявил, что его заставило правительство. Последнее уточнило, что инициатива приватизации исходила от акимата. Акимат тут же уточнил, что решение о приватизации было принято правительством еще в 2018 г. Таким образом, аким Сагинтаев свалил ответственность на премьера Сагинтаева и счел свою миссию выполненной», - отметил политолог.

Также Ашимбаев вспомнил, что недавно были приняты новые правила застройки города, который аким решительно поставил себе в заслугу, тщательно избегая разговоров о том, что эти правила как-то не очень затрагивают нынешнюю массовую точечную застройку города.

«Когда же на недавнем брифинге в СЦК Сагинтаева напрямую спросили, он ухитрился скинуть ответственность за нынешнюю варварскую застройку аж на времена Тасмагамбетова, когда, мол, участки и были проданы. А акимат, знаете ли, не при делах. Борется с незаконной застройкой из всех сил, хотя по городу резко участились акции протеста. Акимат любит сыпать цифрами о количестве вводимого жилья, но не любит говорить о его качестве. Любит говорить о количестве вновь вводимых учебных мест, но не говорит о том, что основная часть приходится на пристройки к старым школам или о том, что детские сады планируются на первых этажах жилых комплексов со всеми вытекающими последствиями. И про реновацию аким рассказывает с точки зрения цифр: вот снесем старое жилье и вместо 6 тыс. квартир в ветхих домах будет 34 тыс. А о том, что игнорируются интересы жильцов этих самых якобы ветхих домов, да и горожан, у которых с каждым новым ЖК ухудшается экологическая обстановка, растет нагрузка на коммуникации и инфраструктуру, аким говорить явно не собирается. О том, что строительные власти работают скорее на интересы застройщиков, чем на население города, аким Сагинтаев не говорит. Зато он очень любит погоревать о том, что жадное правительство не может найти миллиард долларов на проект БРТ для Алматы», - добавил эксперт.

Не говорит акимат и о том, что замечают практически все жители города. А именно о том, что нынешний аким, по мнению Ашимбаева, явно завидует своему предшественнику и методично пытается уничтожить или заменить все, что было внедрено при Байбеке.

«Последний, кстати, тоже может с цифрами на руках показать, что было сделано в 2015-2019 гг., а именно: отремонтировано более 600 улиц и почти 1600 дворов. Появились современные детские и спортивные площадки, камеры наблюдения и внутридворовое освещение. С приоритетом для пешеходов реконструирован исторический центр города, в том числе улицы Панфилова, Гоголя, Абая, Фурманова (Назарбаева), Абылай хана, Байсеитовой, Тулебаева, Жибек жолы, Достык, старая площадь и другие. 30% уличного освещения перевели на энергосберегающие светильники. Отремонтировали и построили 300 километров арыков и порядка 2 тысяч километров инженерных сетей (причем впервые за почти 10 лет в эти арыки наконец были сделаны стоки с проезжей части, которые пропали еще при Храпунове). Было снесено почти три тысячи нелегальных киосков. Была реализована программа "Город без заборов", по которой демонтировали 150 километров ограждений (некоторые, на мой взгляд, можно было оставить). На 80% был обновлен общественный транспорт, закуплено почти 1300 новых автобусов. Введена система безналичной оплаты "Оңай". Организовано 122 километра выделенных автобусных полос. За четыре года объем экономики Алматы вырос на треть - до 12,3 трлн. тенге», - привел данные политолог.

Но главное, продолжает Ашимбаев, — аким Байбек имел видение стратегического развития Алматы. Тасмагамбетов немало сделал для центра города, Есимов — для окраин (особенно, для вновь присоединенных к городу территорий), а при Байбеке эта работа систематизирована и с учетом мнения горожан и специалистов направлена в четкое русло.

«Не могу сказать, что Байбек был идеальным акимом, но наличие диалога с горожанами и единой стратегии очень сильно отличает его от Сагинтаева, характерной чертой которого является абсолютное неумение или нежелание нести ответственность за принимаемые решения (это, впрочем, ярко проявилось еще в период его премьерства)», - добавил эксперт.

Далее специалист вспомнил такой эпизод: недавно в городе наделало шум видео с грузовиком, который вес по улицам Алматы памятник то ли носорога, то ли бегемота. Сразу же возникло мнение, что акимат хочет установить его на «Атакенте», на том месте, где стояла знаменитая «Белка». Акимат, по его словам, на всякий случай от этой истории открестился.

«Белку многие ругают, а мне кажется, что это было проявление хорошего городского духа и свежести, а то типовые пафосные памятники малоизвестным биям и батырам, монотонные изваяния громоздкого Абая уже приелись. Вершиной вкуса нынешних властей являются «импортная» девушка в маске и муралы с «социально значимым наполнением». И стратегией не пахнет, и системности не видно. До конца июня остался день: может, еще повезет?» - наводит на мысль политолог.