Бизнесмен рассказал, с чего началась его бизнес-империя
Бизнесмен Булат Абилов рассказал о том, как сколотил свой многомиллионный капитал, передает Politic со ссылкой на Forbes.
- Я родился в Караганде, в большой семье - нас было 10 детей. У нас была действительно большая семья, вместе с нами в одном доме также жили два брата папы, мои дяди - всего 26 человек. Спали в одной комнате по 5-7 человек... Закончив Карагандинский политехнический институт, пошел работать на шахту. Было такое воспитание, что нужно много работать, чтобы проявить себя. Я решил начать с производства. Почти 7 лет провел под землей, на глубине 500 м. Работали в разные смены: утром, днем, ночью, в выходные и праздники. Годы были не простыми. Иногда снится сон, что я опять на шахте работаю и сразу же возникают мысли: «За что?», «Почему?», «Надо быстрее увольняться»...
Зарплата у меня была хорошая. Я получал от 500 рублей и выше, но тратить эти деньги по сути было некуда: в конце 70-х - начале 80-х годов в стране наступил дефицит всего, даже продукты было сложно купить. На работе выдавали талоны на мясо, масло, колбасу... Я всегда с ужасом вспоминаю, до чего СССР довел свой народ. Как можно было не любить своих людей до такой степени, чтобы не обеспечить их самым необходимым?! Это система была нежизнеспособна по определению, - уверен гость программы.
При этом он отметил, что его бригада, которая работала на шахте им. Костенко, была одной из лучших в стране. Коллектив, в котором трудился Абилов, часто становился победителем социалистических соревнований, выигрывал переходящие вымпелы, а сам герой программы за трудовые успехи в свое время был отмечен премией ЦК ВЛКСМ.
- Работать было трудно, но при этом воспоминания в целом остались очень хорошими. Хотя конечно, я уже тогда задумывался о том, зачем я работаю в сырости, под землей, в узкой щели, хотя мог бы писать кандидатскую диссертацию, работать в кабинете где-нибудь по партийной линии или даже в КГБ, куда меня также приглашали. Но нет, я все 7 лет тянул свою лямку - тащил тяжеленные бревна, иногда ползком, и понимал, что бросить их нельзя, потому что сзади идут твои товарищи. Это все было хорошей школой жизни, настоящим испытанием на прочность. Я ни о чем не жалею, - подчеркнул собеседник Арманжана Байтасова.
Ключевым этапом в жизни Булата Абилова стала его свадьба с Айгуль Кузембаевой. Как он вспоминает, именно эта важная веха толкнула его на решительный шаг - переезд из Караганды в Алма-Ату.
- Когда я женился на своей прекрасной, удивительной девушке Айгуль, мы решили, что будем жить в Алма-Ате. Честно говоря, Караганда стала для меня тесной, этот город, можно сказать, даже немного давил на меня. И я к тому же понимал, что предложить в Караганде Айгуль хороших условий не смогу. С одобрения своих родителей я решился на переезд, оставив им все свои сбережения. 1 февраля 1986 года я приехал в Алма-Ату с 25 рублями в кармане. Это была суббота, а уже в понедельник мне нужно было идти на новую работу - в «Госгортехнадзор», который осуществлял контроль над угольной промышленностью в республике. На следующий день после приезда я пошел к своему знакомому на новоселье и в качестве подарка отдал этот «четвертной» - я же шахтер и, как все думали, - богатый человек. И остался без гроша в кармане. Так началась моя жизнь в Алма-Ате, - со смехом вспоминал гость.
Несмотря на то что новое место работы было, казалось бы, более статусным, зарплата оказалась гораздо меньше, чем на шахте - всего 180 рублей вместо 500-700 и даже 1 000 рублей с учетом различных «горняцких» премий и надбавок. И перед Булатом Абиловым встал новый вопрос - как обеспечить комфортную жизнь молодой семье.
Одной из первых предпринимательских идей стала перепродажа дефицитных товаров из чековых магазинов «Березка». Булат Абилов находил людей, которые бывали за границей и у которых имелись чеки Внешпосылторга или Внешторгбанка, и покупал у них эти ценные бумаги - за 100 чековых рублей отдавал 120-130 обычных, советских. Затем шел в «Березку», где уже с имеющимися чеками покупал бытовую технику, а затем по выгодной цене перепродавал желающим.
Занимался будущий миллионер и перепродажей автомобилей. Находил заслуженных тружеников, которые имели возможность приобрести (по очереди) дефицитные автомобили по госцене, но не имели для этого средств.
- Я находил таких людей и говорил, что есть возможность заработать 1 000 рублей. Например, машина стоила по государственной цене 9 000 рублей. Я отдавал человеку, у которого не было своих денег, но была возможность для покупки, 10 000, он покупал автомобиль, тут же переписывал его на меня, а затем я перепродавал авто уже за 13000-15000 рублей... В это время я уже понимал, что точно пересидел в «Госгортехнадзоре», тем более на дворе был 1988 год, вовсю шумела перестройка, появились первые кооперативы, - рассказал бизнесмен.
К концу 1988 года предприниматель загорелся идеей не просто заниматься перепродажей чего-то, а создать пусть и небольшое, но частное предприятие. В Алма-Ате в этот период появился единственный на весь город пункт, где можно было затонировать стекла автомобиля - этот вид детейлинга, как сказали бы сегодня, стал в то время очень модным и приносил солидные деньги. Но парни, которые занимались тонировкой, старались не раскрывать всех своих секретов. Кое-как Булату Абилову все же удалось пройти на территорию частного кооператива и подсмотреть, что установка по тонировке стекол автомобилей произведена в Казани.
- А столица Татарстана тогда гремела на весь Союз благодаря своим бандитам. Постоянно проходили сообщения о громких разборках и налетах с участием казанских группировок. Впрочем, в Алма-Ате всякие хулиганы и шпана также уже поднимали голову, начиналась эпоха рэкета... И я отправился в Казань, несмотря на все опасения. Приезжаю туда, заселяюсь в гостиницу, а там в двери номера нет никакого замка. Внутри комнаты висит шпингалет и все. Заходишь в какой-нибудь ресторан и кафе - и обязательно будут какие-то разборки, драки. Такое время было... Переговоры с заводом, который выпускал оборудование для тонирования стекол, прошли успешно. Правда, деньги их директор брать отказался - договорились поставить установку по бартеру. Я им должен был привезти 2 км линолеума, 5 тонн краски и какое-то количество кафельной плитки. Собирал эти материалы по всему Казахстану - плитку нашел в Целинограде, линолеум - в Караганде, краску - в Гурьеве. Загрузил все на КамАЗ и отвез. Все прошло успешно, по пути нас никто не ограбил. Установку привез в Караганду и там открыл свой тонировочный пункт, - рассказал историю спикер.
Булат Абилов вспомнил свой опыт работы и на «31 канале», где в начале 2000-х годов вел ток-шоу «Собственное мнение».
- Вообще я не очень-то лажу с начальством, всегда стараюсь работать на себя, и у меня начальников было не так уж и много. Немного мне удалось, кстати, Арманжан, поработать и на тебя, на твоем канале, - обратился гость к ведущему. - Помню, как-то после одного из эфиров мне звонит девушка и говорит, что меня срочно вызывают к президенту. В то время я периодически встречался с главой государства. Я ответил, что скоро прибуду и начал заказывать билеты на самолет, уже собирался выезжать в аэропорт, как мне снова звонит эта девушка и с гневом спрашивает, долго ли меня ждать. Я начал объяснять, что за час такие вопросы не решаются, что уже выезжаю в аэропорт, и тут она мне говорит, что президент - это ты, Арманжан. Я чуть со стула не упал. Приехал к тебе и говорю: «Господин президент, я прибыл».
Далее в интервью Булат Абилов рассказал о том, как он в 1989 году работал в «Тенгизнефтегазстрое» и уже тогда видел транспарант, где компания Chevron обещала осваивать месторождение Тенгиз.
Он также поделился воспоминаниями о том, в каких тяжелейших условиях в степях Кульсары работали нефтяники, в то время как венгерские специалисты построили себе настоящий европейский городок, где были комфортабельные рестораны, тренажерные залы и места для отдыха.
Полное интервью доступно по этой ссылке.