Кошельки
Kazakhstan Politic

Есимов, Рахимбаев: как многомиллиардные дорожные тендеры достаются чиновникам и их родным

Чиновники, депутаты, олигархи – это их, как выясняется, мы должны благодарить за наши «прекрасные» дороги

Каждый год в Казахстане тратятся огромные суммы на строительство новых и ремонт уже действующих дорог. Но мы, тем не менее, продолжаем ездить по разбитым трассам, объезжать на улицах родного города одни и те же ямы. Кого же мы должны «благодарить»? Столь «высококачественную» работу у нас выполняют, как оказалось, сами чиновники либо их родственники, а также богатейшие бизнесмены. В этом материале Politic поговорим о том, кто строит, ремонтирует дороги и сколько на этом зарабатывает. 

В конце ноября в Казахстане стали платными 7 автодорог. В скором будущем за проезд еще на 13 трассах придется платить. В чьи карманы будут утекать эти народные деньги, понятно уже сейчас.

Нацкомпания «КазАвтоЖол», отвечающая за состояние дорог, а также их строительство и ремонт, никогда не жалеет деньги, которые в итоге оказываются на счетах богатейших людей – чиновников, их родственников и олигархов. Проанализировав только последние тендеры от нацкомпании за ноябрь и часть октября можно сделать вывод, что самые солидные и миллиардные конкурсы достаются далеко не случайным людям.

Вот, к примеру, с компанией «Қостанай жолдары» «КазАвтоЖол» заключил сделку на 21 миллиард 45 миллионов тенге. На эти деньги фирма должна реконструировать трассу «Карабутак-Комсомольское-Денисовка-Рудный-Костанай».

Еще один договор с этой фирмой – на 635 миллионов тенге. Эти средства госменеджеры не пожалели на средний ремонт трассы «Гр. РФ (на Екатеринбург) – Алматы». А если быть точнее, на ремонт 12 километров. За каждый километр налогоплательщикам придется платить по 53 миллиона тенге. И это только за латание дыр.

В общей сложности от «КазАвтоЖола» данной компании в этом году досталось 26 миллиардов 130 миллионов тенге. Кто же получит огромную прибыль с этих сделок? Никто иной, как родственник известного политика – родной брат Ахметжана Есимова.

Родной братишка высокопоставленного чиновника Сейтжан Есимов занимается не только строительством дорог. Спектр деятельности у него весьма широк – это и производство товарного бетона, изделий из битума, и оптовая торговля машинами, аренда недвижимости, грузовых авто, и складирование разных товаров. Всем этим его фирма «Қостанай жолдары» занимается в Костанае, на улице Хакимжановой, 7.

По данным из открытых источников, Сейтжан Есимов – весьма богатый человек. Но несмотря на то, что компания ежегодно платит в казну сотни миллионов, она успела задолжать по налогам почти 10 миллионов тенге. И еще одна небольшая ремарка – фирма официально начала работу в 2004 году, но налоговые отчисления пошли лишь в 2014 и резко возросли со 100 тенге до сотен миллионов.

Налоговые отчисления ТОО «Қостанай жолдары» 
2013 г . - 0 тг
2014 г. - 100 тг
2015 г. - 268 247 811 тг
2016 г. - 228 514 483 тг
2017 г. - 449 267 673 тг
2018 г. - 224 534 427 тг
2019 г. - 757 370 663 тг
2020 г. - 833 291 235 тг
2021 г. - 488 705 342 тг
*по данным pk.uchet.kz

В Восточно-Казахстанской области тендеры тоже выигрывают компании, приближенные к власти. Компании «Гордострой» в этом году «КазАвтоЖол» перечислил 1 миллиард 910 миллионов тенге. Одни из последних тендеров – на 231 и 646 миллионов тенге за средний ремонт трасс «Граница РФ (на Омск) -Майкапшагай (выход на КНР) через гг. Павлодар, Семей».

У руля этой компании стоит депутат семейского маслихата Бауыржан Кайрамбаев. Он числится директором. Учредитель – некая Жакупбекова Галия Тюлюгазиевна. Народный избранник через эту организацию не только строит и ремонтирует дороги, но и производит товарный бетон, а также занимается сбором неопасных отходов.

Налоговые отчисления ТОО «ГОРДОРСТРОЙ»
2015 г. - 426 919 631 тг
2016 г. - 425 535 116 тг
2017 г. - 460 796 993 тг
2018 г. - 372 877 397 тг
2019 г. - 529 973 971 тг
2020 г. - 262 941 286 тг
2021 г. - 755 252 531 тг
*по данным pk.uchet.kz

Депутат Западно-Казахстанского областного маслихата Нургазы Сатбаев – далеко не последний человек в регионе. Нацкомпания перечислила на счета его фирмы «UNISERV» 13.5 миллиардов тенге в этом году. Большая часть суммы – 13.3 миллиарда – пошла на ремонт участка дороги «Екатеринбург-Алматы».

Самым прибыльным для него был 2018 год – тогда налоговые отчисления превысили миллиард тенге, последние годы они стабильно превышают полумиллиардную отметку.

Налоговые отчисления ТОО «UNISERV»
2015 г. - 632 920 718 тг
2016 г. - 822 855 732 тг
2017 г. - 489 353 185 тг
2018 г. - 1 036 264 611 тг
2019 г. - 768 255 079 тг
2020 г. - 582 125 912 тг
2021 г. - 450 549 164 тг
*по данным pk.uchet.kz

Родственники олигархов тоже оказываются причастны к ремонту дорог в стране. Компания с высокопарным названием «Қазақ жолы 2050» в этом году залатала дыры на трассах на 4.2 миллиарда тенге. Это общая сумма контрактов с нацкомпанией. Последние тендеры на 2.1 и 1.6 миллиардов – средний ремонт на трассах «Граница РФ (на Самару) - Шымкент, через  Уральск, Актобе, Кызылорда», «Граница РУ (на Ташкент) - Шымкент-Тараз-Алматы-Хоргос-через Кокпек, Коктал, Кайнар».

Сама фирма зарегистрирована в Караганде, владеет ею Бидашева Меруерт Аманбаевна – родная сестра богатейшей бизнесвумен Ляззат Бидашевой, которой принадлежит 17.99% Актюбинского завода нефтяного оборудования. Меруерт Бидашева, к слову, не хочет отставать от сестры – каждый год ее строительная фирма только наращивает обороты.

Налоговые отчисления ТОО «Қазақ жолы 2050»
2015 г. - 6 551 635 тг
2016 г. - 10 465 748 тг
2017 г. - 14 568 089 тг
2018 г. - 16 218 450 тг
2019 г. - 20 715 585 тг
2020 г. - 38 939 516 тг
2021 г. - 116 930 015 тг
*по данным pk.uchet.kz

Сын в прошлом высокопоставленного чиновника Зейнуллы Какимжанова – Ильхалид Какимжанов тоже предпочитает дорожно-строительный бизнес. Его фирма «Автодорсервис» начала сотрудничать с «КазАвтоЖолом» только в этом году и уже выиграла тендеры на 2.6 миллиарда тенге за средний ремонт нескольких трасс: «Семей – Кайнар» и «Караганда-Аягоз-Тарбагатай-Бугаз».

Правда, последние годы доходы у бизнесмена немного падают, но надо верить, что государственные деньги не оставят Какимжанова без куска хлеба.

Налоговые отчисления ТОО «Автодорсервис» 
2015 г. - 130 211 294 тг
2016 г. - 253 121 970 тг
2017 г. - 206 294 027 тг
2018 г. - 209 831 750 тг
2019 г. - 297 738 062 тг
2020 г. - 136 050 191 тг
2021 г. - 32 366 896 тг
*по данным pk.uchet.kz

Государственные денежки достаются и Айдыну Рахимбаеву. Олигарх не только строит дома, да госпитали. Оказывается, бизнесмен заинтересован и в ремонте дорог. Через компанию «Казахдорстрой» он получил в этом году из бюджета 8.1 миллиард тенге на ремонт трассы «Карабутак-Комсомольское-Денисовка-Рудный-Костанай».

Что касается юридической стороны – компанией «Казахдорстрой» владеет «BI Infra Construction», учредителями которой являются два других ТОО – BI-Holding и BI Support.

Дорожная компания, если верить данным из открытых источников, приносит огромную прибыль своему владельцу.

Налоговые отчисления ТОО «Казахдорстрой»
2015 г. - 2 250 880 520 тг
2016 г. - 1 630 384 452 тг
2017 г. - 2 132 080 504 тг
2018 г. - 728 645 642 тг
2019 г. - 200 797 015 тг
2020 г. - 729 211 750 тг
2021 г. - 1 037 219 772 тг
*по данным pk.uchet.kz

Семейная чета Жолдыбаевых тоже сколотила состояние на дорожном ремонте. Фирма Асылбека и Гульжамили Жолдыбаевых «Ақ жол құрылыс» получила в этом году от «КазАвтоЖола» 9 миллиардов 260 миллионов тенге. Одни из последних тендеров – на строительство путепровода, обхода и ремонт дороги «Курык -Жетыбай».

Компания зарегистрирована в Мангистауской области. Кстати, в этом году Асылбек Жолдыбаев стал депутатом областного маслихата. У новоиспеченного народного избранника есть группа компаний, включающая несколько предприятий – завод по производству дорожно-строительных материалов, компания по строительно-монтажным работам, компания по перевозке строительных грузов и одно товарищество, имеющее карьер по добыче щебня на месторождении Жана-Орпа, а также бетонный узел по изготовлению бетона и бетонных изделий в Актау. Одна лишь дорожно-строительная фирма приносит ему миллиарды тенге.

Налоговые отчисления ТОО «Ақ жол құрылыс»
2015 г. - 181 460 551 тг
2016 г. - 217 934 421 тг
2017 г. - 306 718 278 тг
2018 г. - 419 029 069 тг
2019 г. - 457 170 553 тг
2020 г. - 1 114 426 950 тг
2021 г. - 1 011 206 616 тг
*по данным pk.uchet.kz

Вот такие компании, собственно, плотно «сидят» на крупных тендерах. Остальным достается «мелочь» – конкурсы до 500 миллионов тенге. 

Тендеры на строительство и ремонт дорог давно превратились в чистой воды бизнес без какой бы то ни было социальной нагрузки. Отсюда и все дорожные проблемы.