Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Алматинцы остались без денег и авто: как Toyota City удалось выйти сухими из воды
Для сильных мира сего закон, порой, не писан. И даже десятки обманутых клиентов не в счет, но как быть, если за спиной компании крупный бренд Toyota, не в принципах которого кидать клиентов
Как часто доверчивых казахстанцев обводят вокруг пальца благодаря громкой рекламной кампании? В наших реалиях, согласитесь, такое происходит не редко. В памяти сразу же всплывают аферы с обещаниями «золотых гор» от различных псевдоинвестиционных организаций – проще говоря финансовых пирамид, передает Politic.
А некоторые наши читатели говорят о наиболее резонансном инциденте из автомира. За всю историю Независимости такого не бывало: когда признанный бренд, по словам обманутых клиентов, попросту кидает и разводит. Речь о громкой истории весны 2018 года. Именно тогда, напомним, десятки алматинцев повелись на уж больно заманчивую рекламу: им предлагались новенькие машины из автосалона Toyota City по цене ниже рыночных. Так почему обратившиеся в редакцию читатели вспомнили об этом именно сейчас – спустя больше трех лет? Вы удивитесь, но, по их словам, упомянутый автосалон… спокойно работает по сей день.
Но обо всем по порядку.
Казахские методы ведения бизнеса в среде автомобильных продавцов - стали излюбленной темой для изучения, как для СМИ, так и для простых казахстанцев. На какие только ухищрения не идут наши соотечественники, чтобы получить заветные авто, не вложив при этом больших средств. То они гоняли авто из ОАЭ и США, то оформляли временную регистрацию в Армении, а иногда и вовсе нелегально гоняли авто из этой страны, то теперь завозят «российский шрот», и даже привозят авто из «непризнанных республик», Абхазии например. Конечно, без помощи мохнатых рук в Казахстане, такие аферы не провернуть и страну, то и дело охватывают скандалы то с «армянами», то с «росучетом».
Извечная любовь казахстанцев к «немцам» и «японцам» вывела в лидеры популярные автосалоны этих брендов в Казахстане. Среди последних в особенном почете именно Toyota, а точнее – ставшие легендарными Camry и Land Cruiser. В них будто сосредоточилась новая мечта кочевников – в плане надежного коня, теперь уже железного.
Потому не удивительно, что весной 2018 года народ валом повалил в автосалон Toyota City. Шутка ли, людям предлагали «управлять мечтой» (слоган японского автогиганта) за сравнительно небольшие деньги. Скидки обещали грандиозные – вплоть до ценников завода-производителя. Причем, аргументы вроде бы приводились складные: мол, пока мы не продадим имеющиеся на складе авто разных моделей, завод-изготовитель из России не отпускает нам 70-ю модель. Впоследствии об этом вспоминали обманутые клиенты.
На удочку клюнули десятки алматинцев – больше полусотни. Более того, по аналогии с теми же финансовыми пирамидами, народ шел сам и, что называется, приводил близких.
Так было, к примеру, с Бахытжаном Смаиловым, о котором писала газета «Время». Сначала мужчина купил для себя Land Cruiser 200 за 17.5 млн тенге, затем в автосалон пришел его брат – за Camry стоимостью 7.5 млн.
Именно тогда слухи о грандиозных скидках в Toyota City разбрелись, как говорится, по городам и весям. Все-таки нет ничего лучше сарафанного радио.
Но затем как гром среди ясного неба прогремел скандал. Оказалось, что сотрудники автосалона самым банальным образом кинули клиентов. При этом, обманутые люди говорили о том, что заплатили Toyota City серьезные деньги: один потерпевший заявил, что привез наличными в автосалон более 160 миллионов тенге, другой – 100 млн. А третий, заплативший за машины около 77 миллионов тенге, услышав про обман, попал на больничную койку – сердце прихватило.
В результате, сообщалось, что официальный статус потерпевших получили 26 человек, которые, как они уверяли следователей, принесли наличными менеджерам автосалона больше двух миллионов долларов.
При этом, учредители и директор компании, торгующей «японцами», как будто самоустранились. Всю вину они тогда возложили на менеджеров ТОО Royal Cars, то есть собственника автосалона. Якобы они занимались махинациями, заручившись поддержкой еще и кассира Альфа-Банка.
Директор Royal Cars Динара Искакова тогда утверждала, что некий Мадияр Оразакун за денежное вознаграждение предлагал менеджерам автосалона оформлять машины на третьих лиц, обещая коллегам в течение недели внести полную стоимость авто в кассу. Работники отдела продаж автосалона, по ее словам, пошли у него на поводу, а кассир Альфа-Банка выдавала оригиналы чеков, тем самым подтверждая факт оплаты автомобилей. Таким образом, семеро сотрудников и кассир, утверждала она, причинили фирме довольно внушительный ущерб - 182 643 000 тенге.
Но история на этом не заканчивается. Осенью 2018 года упомянутый менеджер автосалона Мадияр Оразакун будучи уже в СИЗО изложил журналистам абсолютно другую картину произошедшего. Он, в свою очередь, утверждал, что в данную историю его вовлек начальник отдела продаж Дмитрий Тё. Якобы тот сказал ему, что у учредителя компании Сухраба Махмудова хорошие отношения с российскими компаниями Toyota и есть возможность купить у них машины по себестоимости. То есть предлагали Оразакуну на вид абсолютно легальную схему.
«На очных ставках и в своих показаниях я указывал, какие суммы заносил в кассу, а какие передавал Дмитрию, Искаковой Динаре и Махмудову. Для читателей газеты еще раз повторюсь: мелкие суммы от 3,5 до 17,5 миллиона я относил в кабинет Тё, где он давал мне указание, какую сумму внести в кассу, а какую - оставить у него. Деньги в размере от 30 миллионов тенге и выше заносил в кабинет Искаковой, а если клиент рассчитывался долларами, эти деньги я заносил Махмудову. После рабочего дня Дмитрий мне, Болату Кеншимбаеву, Валерию Русанову, Хамиту Махмудову и кассиру Альфа-Банка выдавал вознаграждение: от 500 тысяч до 2 миллионов тенге в зависимости от собранных с клиентов денег…
Некоторые клиенты сами заносили деньги Дмитрию. Так что говорить о непричастности учредителя Махмудова, директора фирмы Искаковой к данной махинации нельзя. Они говорили мне о законности и официальности таких сделок и лично брали у меня деньги. Более того, без ведома руководства и службы безопасности компании ни одна машина не может покинуть территорию автосалона», - писал тогда Оразакун.
Судя по последним судебным процессам, которые прошли в 2020 году, обманутые клиенты автосалона, денег так и не увидели. Хотя и приносили их в официальный автосалон к официальному дилеру мирового бренда «Toyota».
Тут необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что Toyota City под руководством ТОО Royal Cars входит в состав группы компаний Orbis Kazakhstan – крупного игрока на бизнес-олимпе страны, объединяющего известные фирмы практически во всех уголках Казахстана. Ее руководитель, прославился тем, что в самый разгар пандемии в мире, умудрился прилететь в Казахстан на своем бизнес-джете, так же как, ставший известным судья Барпибаев. Теперь непонятно, кто первый занес вирус в Казахстан?
Справочная информация:
Группа компаний Orbis Kazakhstan – многопрофильная казахстанская компания, объединяющая десятки предприятий и организаций, действующих в различных отраслях экономики. Основана в 2001 году. Штаб-квартира в Алматы.
Многопрофильная структура группы осуществляет полный спектр услуг в сферах: нефтесервиса, нефтехимии, авторитейла, агробизнеса, агрохимии, строительства, транспорта, транспортировки и общественного питания. По сведениям наших инсайдеров, особую прибыль владельцам приносят поставки автомобилей для нефтяных компаний на западе Казахстана, число которых исчисляется сотнями. Вот где раздолье для проверок Счетным комитетом и Антикоррупционной службой.
Упомянутый Мадияром Оразакуном Сухраб Махмудов на официальном сайте Orbis Kazakhstan значится президентом компании, а Динара Искакова – генеральным директором Orbis Auto.
Некоторые из обманутых клиентов пытались вернуть деньги через суд. Тщетно. В удовлетворении иска к Royal Cars им было оказано в полном объеме.
В то же самое время в стенах СИЗО пытался бороться экс-менеджер автосалона. Мадияр Оразакун недоумевал, почему его доводы не учитываются ни следствием, ни прокуратурой. Затем сам же и ответил на свой вопрос: «Может, эти лица имеют деньги, положение и власть, которые дают им возможность остаться безнаказанными?». Тогда он уверял о готовности к сотрудничеству с правоохранительными органами…
Подчеркну, что найти комментарии самого Сухраба Махмудова того периода не удалось. Точно так же не ясной осталась позиция председателя Совета директоров Orbis Kazakhstan Фарруха Махмудова. Может быть, он как и бизнесмен Балушкин, готовит плацдарм, для выезда зарубеж?
Чем же примечательна данная история? Помимо колоссальной суммы ущерба, хотя бы тем, что в нелицеприятную историю оказалось вовлечены крупные бизнес-структуры. Косвенно – всемирный гигант Toyota, напрямую – Orbis Kazakhstan. В этой связи мы решили направить запрос в головной офис компании Toyota, с просьбой прокомментировать данное происшествие, где, как нам кажется, нарушены права и интересы рядовых казахстанцев.
А пока наши читатели, повторюсь, с удивлением отмечают единственный факт – автосалон по-прежнему принимает клиентов и с тем же успехом проводит многочисленные акции с целью завлечь клиентов, скорее всего ждать очередного скандала не придется очень долго.
При этом, больше полусотни человек так и остались без денег и обещанной роскоши – управлять мечтой, как после этого верить таким бизнесменам?
Вообще скандалов с Тойота как в мире, так и в Казахстане становится все больше и больше. Предприимчивые владельцы компании, по некоторым сведениям, не гнушалась и не особо чистыми методами ведения бизнеса, ради распространения своей дилерской сети по стране, которых добивались через взятки и шантаж в некоторых регионах. Об этом мы расскажем в нашем следующем материале.