Значительная часть казахстанцев подвержена влиянию российской пропаганды
Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE провело опрос граждан на тему «Вторжение российских войск в Украину», передает Politic.
Определенным методом репрезентативной выборки респондентам из всех регионов Казахстана, разного возраста и пола было предложено ответить на чувствительные вопросы об актуальных событиях, обозначить свое видение вектора развития Казахстана. Из 1100 согласившихся участвовать в опросе граждан 77% предпочли отвечать на русском языке, 23% – на казахском. Язык опроса не означает этническую принадлежность или основной язык респондента. Соответственно, “казахскоязычный” или “русскоязычный респондент” используется в исследовании условно, обозначая лишь язык, на котором был произведен опрос. Большая часть респондентов (47%) – в возрастном диапазоне 25-44 лет.
Согласно результатам исследования, среди опрошенных нет доминирующего мнения относительно определения конфликта. 36% респондентов убеждены, что в Украине сейчас идет “военная операция России против нацистов”. 26% считают, что там “война России с Украиной для недопущения размещения там войск НАТО”. 13% воспринимают как “войну России с Украиной с целью ее дальнейшего присоединения”.
Примечательно, что язык ответа значительно влияет на восприятие конфликта. Маркер “военная операция” предпочли 39% русскоязычных респондентов и 27% казахскоязычных.
В контексте данного опроса заметно, что языковой фактор может влиять на выбор и предпочтения в таких поляризованных ситуациях. Например, в вопросе о том, “какую из сторон вы поддерживаете”, лишь 10% опрошенных выбрали Украину. Среди казахскоязычных респондентов вариант “Поддерживаю Украину” выбрали 20%, а среди русскоязычных в три раза меньше – 6%. Аналогичный разрыв среди сторонников России – 20% и 45%, соответственно.
39% опрошенных поддерживают Россию в данной войне. Почти половина (46%) придерживаются нейтралитета. Гендерные предпочтения не имеют такого диапазона, но прослеживается, что мужчины (58%) больше за Украину и меньше (46%) за Россию.
При анализе результатов стоит обратить внимание также на следующие факторы. Организаторы опроса выявляют мнения граждан вне зависимости от их языка общения, исходя из необходимости замера общественных настроений в целом. Во время опроса никто не настаивает на выборе языка, его выбирают сами респонденты. Выбор какого-либо языка не означает автоматически соответствующую этническую принадлежность респондента. Так, например, некоторые двуязычные респонденты могут предпочесть отвечать на русском языке из-за сложности терминологии и других причин. Поэтому термины “русскоязычный” или “казахскоязычный” респондент в исследовании достаточно условны и обозначают лишь язык, на котором респонденты отвечали на вопросы.
Участникам опроса также было предложено выбрать, как реагировать Казахстану в данной ситуации. Поддержать Украину и развивать партнерские отношения со странами Запада выбрали лишь 6%. Укреплять союз тюркских государств выбрали 14%, наращивать военный потенциал – 12%. В то время как поддержать Россию и развивать партнерские отношения со странами ЕАЭС – 36%. Больше оказалось лишь сторонников нейтралитета (39%).
Крайне важным показателем стала оценка вероятности подобного конфликта между Россией и Казахстаном. 65% участников опроса убеждены, что подобный конфликт не возможен. Такими оптимистами являются в большей степени женщины (58%), русскоязычные респонденты (72%) и в меньшей степени казахскоязычные (39%).
Суммарно четверть казахстанцев допускают возможность военной агрессии со стороны России. Это в большей степени мужчины (61%). Примечательно, что однозначно допускают такую вероятность 38% казахскоязычных респондентов и в значительно меньшей степени русскоязычные респонденты (9%).
Чрезвычайно важным представляется также срез мнения о перспективах сотрудничества с Россией. 70% респондентов не смущают ни санкции, ни сам конфликт. Они уверены: несмотря ни на что Россия – главный стратегический партнер Казахстана. Лишь 10% опрошенных отрицательно оценивают сотрудничество с северным соседом и считают, что нужно выходить из всех интеграционных союзов с Россией.
Из возможных экономических последствий войны в Украине для Казахстана наиболее явными участники опроса видят инфляцию (42%), а 15% даже уверены, что никаких особых последствий не будет. 10% считают, что Казахстану как партнеру России могут грозить вторичные экономические санкции.
В ходе исследования выяснилось также, что думают граждане о миграции россиян в Казахстан в результате санкций и других факторов. Суммарно большинство респондентов (59%) относятся к переселению россиян положительно. Из них более трети (34%) поддерживают традиции гостеприимства, согласно которым Казахстан всегда принимал народы, вынужденные покинуть родину. 14% выразили некоторые опасения и согласны с миграцией россиян, только при условии тщательной проверки их политических взглядов. 11% мыслят более прагматично и видят в этом возможность привлечь в Казахстан новых специалистов.
18% казахстанцев высказались против возможной миграции. Они убеждены, что это может спровоцировать межнациональную и экономическую напряженность.
В условиях информационной войны, которую можно наблюдать и казахстанцам, одним из важнейших факторов, влияющих на общественное восприятие ситуации в Украине, являются источники информации. По данным опроса Бюро DEMOSCOPE, 39% граждан чаще всего пользуются казахстанскими медиа. При этом почти четверть опрошенных (23%) потребляют российские новости. Лишь 2% доверяют украинским СМИ и 1% западным. Треть опрошенных (35%) ответили, что получают новости из различных источников.
Исследование DEMOSCOPE показало не только довольно значительное расхождение восприятия ситуации в Украине в зависимости от того, на каком языке говорят граждане Казахстана.
В наибольшей степени результаты опроса могут свидетельствовать о чрезмерной зависимости аудитории от влияния российских СМИ, очевидном дисбалансе источников информации для казахстанцев. В этой ситуации вряд ли можно говорить о самостоятельности отечественной информационной политики и умении властей хотя бы диверсифицировать медийный ландшафт в соответствии с концепцией многовекторности. Это заметно ослабляет резистентность казахстанской аудитории к воздействию пропаганды, в данном случае агрессивной войны, что запрещено казахстанским уголовным кодексом и было осуждено мировым сообществом.
Очевидно, что в восприятии казахстанцев агрессивные нарративы российских СМИ увереннее формируют информационное поле, нежели менее отчетливая риторика Акорды и официальных СМИ. В данной ситуации представляется актуальной задачей как минимум повышать уровень медийной грамотности граждан, в том числе в области умения деконструировать пропаганду, противостоять дезинформации и фейкам.
Методология: С 15 по 27 марта 2022 года было опрошено 1100 человек в 14 областях и городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы, Шымкент). Опрос проводился на казахском и русском языках путем телефонных звонков на стационарные номера. В опросе приняли участие 53% мужчин и 47% женщин старше 18 лет. Основой для выборки послужила абонентская база стационарных телефонных номеров по Казахстану. Для данной выборки максимальный размер статистической погрешности с вероятностью 95% не превышает 3%. Телефонный опрос осуществлен контакт-центром ТОО «КТ Cloud Lab».
Данные опроса отражают точку зрения респондентов.