Политологи объясняют, почему городам и населенным пунктам следует дать казахские названия
Очередные петиции появляются на просторах Казнета с просьбой дать нашим городам и поселкам казахские названия, передает Politic. В нынешних реалиях это стало еще более актуально. Однако нынче все, что направлено против России, принято считать русофобией. Так не нарвемся ли мы на очередную порцию подобной критики в вопросах переименования? Действительно ли это можно назвать дерусификацией?
Едва ли не каждый год в нашем обществе встает вопрос переименования казахстанских городов. Эта тема стала такой же болезненной для казахстанцев, как и вопрос с землей. Нескончаемые нападки российских политиков только подогревают желание отойти от советского, а главное, совместного прошлого. Нет, забывать историю никто не собирается ни в коем случае, вопрос касается лишь избавления городов от царских имен и возвращения исконных названий.
Митинги, петиции, обращения к акимам – люди используют все способы достучаться до властей. Недавно в очередной раз в Сети запустили петицию, призывающую переименовать два северных города. Она, надо сказать, набрала приличное количество голосов – больше 50 тысяч.
Ее авторы предложили вернуть Петропавловску исконное название – Кызылжар, тем самым забыв про святых апостолов Петра и Павла, в честь которых и назвали город. А Павлодару больше подходит название Ертiс, считают активисты. Город, напомним, получил свое название в 1861 году в честь родившегося в 1860 году сына царя Александра II – князя Павла Александровича.
При этом ничего зазорного в переименовании-то нет. Уже давно принята идея об уходе от прежних периодов, носящих названия десоветизации и деколонизации. В общем-то, идет обычное возвращение к прежним названиям, то бишь, к своим естественным корням.
«Вопрос не в том, чтобы давать казахские названия вместо русских. Мне кажется, что здесь пытаются каким-то образом придать искусственно межнациональный характер. Мне кажется, это больше провоцирует и не соответствует действительности. Речь идет о том, чтобы восстанавливать историческую справедливость, тем более в ономастической политике Казахстана это закреплено в соответствующих законах.
В мировой ономастике есть свои правила – в приоритете прежние исторические, географические названия, которые были до того, как эти города переименовали. Кстати, не советуясь с местными жителями, командным путем такие решения были приняты в советское время в этой тоталитарной системе», - объясняет политолог Расул Жумалы.
На законодательство ссылается и его коллега Замир Каражанов. Это, пожалуй, самый весомый аргумент.
«У нас есть закон, на основании которого все названия наших городов должны звучать на казахском. Это соблюдение законодательства и с этим ничего не поделаешь, потому что надо признать, что в любой стране есть свои законы и их надо соблюдать – таковы порядки», - утверждает политолог Замир Каражанов.
Причем от советского прошлого, надо заметить, в свое время избавлялась и сама Россия, переименовывая Ленинград в Санкт-Петербург, Сталинград в Волгоград, Свердлов в Екатеринбург. Так почему в Казахстане это вызывает столь серьезный резонанс? К тому же, если речь идет о деятелях, никогда не бывавших в нашей стране.
«Например, я не понимаю того, что во многих городах до сих пор есть улица Ленина. С чего бы это? Какое он отношение имеет к Казахстану? В жизни не был он на территории Казахстана. Либо Кутузов. Это герои, деятели, но другой страны, другого государства. Кутузов в жизни не был в Казахстане, никакого отношения к Казахстану не имел, и на какой основе его имя должно иметь наши улицы и наши площади?
Ряд городов, населенных пунктов, улиц уже переименованы, и эту тему надо продолжать. Это важно делать. Эта земля – это Казахстан. И как бы она не называлась – тюркский каганат, Белая Орда, главное, что эта цивилизация не появилась после прихода сюда русских переселенцев. До них тут была культура страны, государства», - подчеркнул Расул Жумалы.
Однако часть общества в штыки воспринимает подобные идеи и не желает слушать ни один довод. Нынче любую отмену чего-то русского, недобрый взгляд или обращение на казахском воспринимают за русофобию. Так если города все-таки переименуют, не нарвемся ли мы на очередные обвинения в нацизме?
«Оглядываться на мнение каких-то государств, различные шовинистические или великодержавные круги, я имею ввиду, прежде всего, Россию, которая взяла за правило вмешиваться в дела соседних государств. Мне кажется, на это не стоит обращать внимание. Это сугубо внутреннее дело независимого государства под названием Казахстан. Мы же не вмешиваемся в переименование тех или иных улиц в Москве. Это сугубо внутреннее самостоятельное дело Казахстана, как мы будем называть свои города», - убежден Жумалы.
В любом случае эта тема будет поднимать определенный шум, на который не стоит вестись, советует эксперт. Вдобавок было бы прекрасно урегулировать вопрос с петициями. Иначе эти электронные подписи не будут иметь какой-то вес и значимость.
«Петиции – норма закона, которая была введена в качестве демократического показателя и это право граждан, что граждане могут составлять петиции. Составлять какие-то пожелания, требования. Государство должно прислушиваться к этим пожеланиям. И коль скоро такие петиции есть, под которыми подписываются сотни и тысячи людей, мне кажется, на это надо обращать внимание», - заключил политолог.