Вслед за Россией из Прибалтики уходит Казахстан

25.01.2021, 03:50

Казахстанские инвесторы приняли решение о продаже акций Ventspils Grain Terminal, расположенного в Вентспилсском порту в Латвийской Республике

ИА Regnum

В транзитной отрасли Латвии наблюдается сильнейший кризис, из-за чего терминал Ventspils Grain Terminal в Вентспилсе становится убыточным делом. Ситуация провоцирует отток не только российского, но и казахстанского транзита, передает Politic со ссылкой на Rubaltic.

Казахстанские инвесторы приняли решение о продаже акций Ventspils Grain Terminal (VGT), расположенного в Вентспилсском порту в Латвийской Республике.

Зерновой терминал, как проект глав Латвии и Казахстана Вайра Вике-Фрейберга и Нурсултана Назарбаева, начал свою деятельность в 2005 году. Однако процесс строительства VGT был осложнен привлечением иностранных инвесторов, которые помнили инцидент с компанией "Ринужи" в Рижском порту в 1999 году. Из-за него казахстанские предприниматели потеряли несколько миллионов долларов.

Однако вхождение в ЕС в 2004 году дало возможность Прибалтийской республике гарантировать надежность инвестиций в портовую инфраструктуру. Тем не менее в начале функционирования терминала у руководства возникли серьезные проблемы с управлением Вентспилсского порта. По словам президента совета компании Ventspils Grain Terminal Нурлана Тлеубаева, оно без объяснения причин не разрешало терминалу принимать корабли и намеренно препятствовало решению вопросов, связанных с его работой.

Впоследствии власти не дали делу хода, поэтому терминал продолжил приносить доходы руководству благодаря минимальным издержкам обработки грузов и растущему спросу на сельскохозяйственную продукцию.

Но затем выяснилось, что казахстанская компания AIC-INVEST продает с торгов свои акции VGT через электронную торговую площадку Реестра государственного имущества Казахстана. Стартовая цена, с которой начнутся торги 2 февраля 2021 года, составляет примерно 4 миллиарда тенге (примерно 9,7 миллиона долларов). Компания AIC-INVEST в электронном виде представила основные документы, среди которых отчет об оценке акций, составленный российской оценочно-консалтинговой компанией Kalinin & Partners.

Очевидно, что казахстанские инвесторы продают убыточные акции, потому что Латвия переживает сильнейший транзитный кризис. За 2020 год латвийские порты переправили 44,928 миллиона тонн грузов, что на 28% меньше, чем в 2019 году. Худшие показатели оказались у Вентспилса. Здесь объем транзита в целом сократился на 37%, а по насыпным грузам, включая зерно, — на 73,3%.

Власти Латвии не знают, как улучшить положение морского порта. Так, министр сообщения Талис Линкайтс убежден, что транзитная отрасль страны никогда не вернется к показателям прошлых лет. Именно поэтому казахстанская компания столь стремительно продает неликвидные активы, пока они совсем не упали в цене.

Кроме того, строительство многопрофильного терминала Lugaport в порту Усть-Луга в Ленинградской области не пойдет на пользу Ventspils Grain Terminal. Ожидается, что к 2024 году его грузопоток составит 24–28 млн тонн в год. Из них 6 млн тонн — это перевалка того зерна, которое сегодня идет транзитом через порты Риги, Вентспилса и Лиепаи.