Срочная новость Изъятые банком Аблязова земли вернули кордайцам

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Кто и как лишает Казахстан национальной идентичности - политолог

Лишившись национал-патриотической идеи Казахстан лишится своей национальной идентичности, а значит, это может погрузить казахов в спячку ещё на 100 лет, считает политолог Ислам Кураев

Кто и как лишает Казахстан национальной идентичности - политолог
©Гизат Макханов

На политической арене Казахстана началась активная борьба между национал-патриотами и социальной группой «ватники», последние на текущее время имеют меньшую поддержку, хотя их лобби давольно таки сильное. Национал-патриоты же пользуются популярностью среди населения и набирают все большую силу, что пугает многих, в особенности соседей с Севера. Свое подробное мнение об этом изложил отечественный политолог Ислам Кураев, передает Politic.

"На территории независимого Казахстана противостояния в идеологическом сегменте проходили постоянно. В связи с тем, что ранее мы не имели широкие технологические возможности, то есть доступ делиться своим мыслями в социальных сетях, а значит, это не является причиной отсутствия противостояния в борьбе за массы", - пишет эксперт.

По словам Кураева, в период становления страны были различные разногласия элит, какие-то решили стать новоиспеченными демократами, другие же решили сохранить социалистическое прошлое. Эта борьба длилась давольно таки долго, практически до президентских выборов 2005 года. У оппонентов первого Президента Н.Назарбаева была возможность выступить единым блоком, однако, коалиция раз за разом рассыпалась. Это привело к окончательному доминированию партии "Отан", а после "Нур Отан" во главе с ее лидером.

"После длительной борьбы за власть, победитель определился. Но в период политических баталий многие не заметили о возрождение духовенства, особенной силой обладали суфии, так как их идеологическая платформа имела общие схожести с культурной особенностью казахов. Хотя, по большей мере суфийский тарикат Накшибанди в то время очень многое стал использовать из Ханафитского мазхаба, который исторически был распространён на территории Казахстана", - продолжает Кураев.

Политолог отмечает, что в период до начала 2000 года на территорию Казахстана попали и другие религиозные организации, которые были активны в 90-х, это: Таблиги Джамаат (запрещена на территории РК с 2013 года), Хизб ут-Тахрир (запрещена на территории РК с 2005 года), шииты-исмаилиты, нурджулар (ныне Гюленисты) и другие.

"В итоге, более сильными оказались суфии, которых в 2010 году практически всех пересадили, а кто из лидеров и остался, то это в основном люди сумевшие убежать за пределы страны", - отмечает эксперт.

Он добавил, что, как правило, вакуум быстро заполняется и в обществе попрежнему была потребность в религиозных ценностях, тогда на смену суфизму пришли более консервативные течения в исламе. Обычно, все эти течения у нас называют «салафитами», хотя, там есть ортодоксальные матрудиты, ханафиты, приверженцы мазхаба Шафии и многие другие.

"Думаю, что все помнят громкие религиозные заголовки с конца 2016 года, когда всех кто носит бороду определяли в экстремистов. В тот период государство выделило 900 млн долларов на борьбу с религиозным экстремизмом и терроризмом, хотя на самом деле тема была раздута искусственно. Все это происходило под лозунгом угрозы со стороны приверженцев ИГИЛ (запрещена на территории РК с 2015 года)", - подчеркивает Кураев.

Политолог подметил, что в итоге хайпократия начала борьбу с экстремистами и террористами, когда уже сама организация терпела поражение раз за разом. Все эти события мною освещались с 2016 по 2018 год, даже есть около сотни статей и интервью на данную тематику.

"Итог, идея возрождения казахской идентичности через призму духовного возрождения потерпела поражение и на всеобщем фоне остались лишь две силы", - пишет специалист.

По его мнению, на политической арене Казахстана началась активная борьба между национал-патриотами и социальной группой «ватники», последние на текущее время имеют меньшую поддержку, хотя их лобби давольно таки сильное. Национал-патриоты же пользуются популярностью среди населения и набирают все большую силу, что пугает многих, в особенности соседей с Севера.

Кураев считает, что именно сейчас настал тот самый пик борьбы, когда на смену гонениям религиозных пришли национал-патриоты. Данный факт говорит о том, что лишившись национал-патриотической идеи Казахстан лишится своей национальной идентичности, а значит, это может погрузить казахов в спячку ещё на 100 лет.

"Если брать во внимание то, что исторически так сложилось, что любое ныне нормальное светское и демократическое государство проходило путь поднятия национального самосознания, то следовательно мы идём правильной дорогой, если оценивать в масштабах государства, а не с позиции определённых социальных групп. Все это вызывает множество вопросов, в особенности, главным из которых является: «какое же будущее мы хотим для своей страны и своего народа?»" - резюмировал Ислам Кураев.