Срочная новость Изъятые банком Аблязова земли вернули кордайцам

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Kcell избавился от обязательств платить 3 млрд тенге государству после вмешательства Асанова - журналист

"Кселл" избавился от обязательств платить 3 млрд тенге государству после вмешательства Асанова - журналист

Kcell избавился от обязательств платить 3 млрд тенге государству после вмешательства Асанова - журналист
© REUTERS

Казахстанский мобильный оператор "Кселл" избавился от обязательств платить 3 млрд тенге государству после вмешательства председателя Верховного суда Жакипа Асанова. Подробнее об этом рассказал журналист Михаил Козачков, передает Politic.

"История началась пять лет назад, в феврале 2016 года, когда в офис оператора сотовой связи «Кселл» пришла комплексная проверка по вопросу правильного исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей с 1 января 2012 года по 30 сентября 2015-го. В результате налоговики доначислили: КПН (корпоративный подоходный налог) в размере Т4,3 млрд; НДС (налог на добавленную стоимость) в размере Т888 млн; НДС за нерезидента еще на Т0,5 млрд с лишним", - сообщил Козачков на своей странице в социальной сети.

Козачков пояснил, что указанная сумма появилась «не просто так».

"В 2012 году «Кселл» был ТООшкой с двумя соучредителями – голландскими BV. В принципе, это не редкость – компания зарабатывает в Казахстане, а принадлежит зарубежным юрлицам. Ну а в том самом 2012 году ТОО было преобразовано в акционерное общество с теми же хозяевами в пределах тех же долей. Но при этом произошло увеличение уставного капитала почти на Т30 млрд, а доля акционера Sonera Holdings B.V. увеличилась почти на Т15 млрд. И разница между ТОО и АО весьма существенна. Если раньше все имущество (оборудование, мебель, автомобили, здания и прочее) принадлежали товариществу, то в АО все активы принадлежат акционерам через ценные бумаги. Поэтому определенная логика у ДГД есть – если у кого-то появляется имущество, то и налог с него надо заплатить, так ведь? Еще один повод для начисления возник из-за сотрудничества «Кселл» с зарубежными компаниями, обслуживающими серверы", - уточнил журналист.

По словам журналиста, «Кселл» «с чем-то согласился, с чем-то нет, и пошел в суд, пытаясь отбиться от части доначисления».

"В Специализированном межрайонном экономическом суде Алматы доводы налоговиков оказались весомее, то же самое произошло и в горсуде Алматы. Ну а потом в деле появилось представление Жакипа Асанова, рассмотренное летом 2019 года, то есть через три с половиной года после проведения проверки. Тройка в составе Таймерденова, Кайыпжана и Султанова изучила материалы и установила, что нижестоящие коллеги ни черта не понимают в налогах. Постановления СМЭС и горсуда Алматы отменили, доначисление почти Т3 млрд отлетело. Все, «Кселл» эти деньги больше государству не должен", - сообщил Козачков.

Козачков подчеркнул, что «если порыться в базе судебных актов, особенно в разделе «Верховный суд», то там можно найти еще парочку дел, связанных с компанией «Кселл».

"И, что особенно удивительно, оператор сотовой связи именно в Верховном суде доказывал свою правоту. Так было, например, в споре «Кселла» с комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики. Оказалось, что в 2018 году некий гражданин Амерходжаев пожаловался в комитет на «Кселл» за списание Т32 тыс., якобы потраченных на мобильный интернет. В связи с этим госорган провел расследование и установил, что «Кселл» нарушил требования статьи 174 Предпринимательского кодекса, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, ущемлении законных прав потребителей в виде необоснованного тарифа", - сказано в сообщении.

Со слов Козачкова, мало того, что «Кселл» был привлечен к административной ответственности, так еще оператора связи обязали вернуть абонентам переплату, а также информировать своих пользователей о существующих тарифах, и еще предоставить возможность клиентам переподключаться с тарифа на тариф в любое время.

"Одним словом, предписание со стороны министерства нацэкономики получилось жестким. «Кселл» с ним не согласился и начал судиться с госорганом, но поддержку у Фемиды не нашел. Ну а в Верховном суде иск оператора попал к тройке судей Таймерденов, Смайлов и Султанов. По сути, тот же состав, что убрал НДС и КПН на Т3 млрд, разве что Кайыпжана заменил Смайлов. И вот они посовещались и решили – административный штраф не трогать, а все эти драконовские меры по предупреждению абонентов, да еще и по возврату им денег – отменить. Ишь ты, какой прыткий комитет – хочет, чтобы компания еще клиентам их кровные возвращала. Так не пойдет! И это дело №2", - добавил автор.

Помимо этого, по информации Козачкова, «есть дело №3, связанное с афиллированным юрлицом «Кселла» - ТОО «Kcell Solutions».

"Как я понял, это «внучка» основной компании, занимающаяся установкой оборудования. Туда тоже пришли опричники из ДГД и посчитали, что фирма должна доплатить НДС на Т162 млн, плюс установили сумму уменьшенного убытка в Т2 млрд с лишним. Специализированный межрайонный экономический суд Алматы цифры пересчитал в сторону уменьшения, но не намного, а в апелляции оставили решение в силе. А после спор внучки «Кселла» с налоговиками рассмотрел Верховный суд. Сейчас покажу вам фамилии трех судей и вы будете приятно удивлены. Таймерденов, Султанов, Абдрахманов. Двое из троих – те же самые, что и в первых двух примерах! Говорят, в судах автоматическое распределение дел, талоны какие-то, искусственный интеллект. Но тут три снаряда упали в две одинаковые воронки. Не трудно догадаться, что заявление Kcell Solutions оказалось удовлетворено в части доначисления налогов", - продолжает журналист.

Кроме того, добавил Козачков, в Алматы полным ходом идут суды между «Кселлом» и клиентом Бахытжамал Мукашевой.

"Женщина взяла контрактный телефон летом 2018 года, чтобы со временем выплатить его стоимость, но потом поняла, что переплачивает за товар, да и вообще оператор, по ее мнению, не должен предоставлять займы и начислять пени – это же деятельность финансовых организаций, а не тех, кто занимается связью. Согласитесь, логика есть. С этими аргументами Мукашева пошла в суд – Медеуский районный ее не услышал, а городской Алматы оставил решение в силе. Тогда она обратилась в Верховный, но этот кейс Таймерденова и Султанова не заинтересовал. Так, может быть, Жакип Асанов внесет свое личное представление и отстоит права простой гражданки Казахстана, у которой возникли проблемы с «Кселл»? И, кстати, налоги с этой сделки «Кселл» оплатил в полном объеме или опять придется в Верховном суде разбираться?" - вопрошает в завершении своей публикации Козачков.