Срочная новость Изъятые банком Аблязова земли вернули кордайцам

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Каково это – быть казахом в российской политике, рассказал Аман Тулеев

Самый известный казах в российской политике рассказал, как хочет посетить Казахстан и совершить паломничество к мемориальному комплексу Бекет-ата

Каково это – быть казахом в российской политике, рассказал Аман Тулеев
"Ведомости"

Аман Тулеев, крупный российский политический деятель, в 1991 году был кандидатом на первых выборах президента России. В 1990–1993 годах он был народным депутатом России, а с 1997 года по 1 апреля 2018 года занимал пост губернатора Кемеровской области. В интервью газете Еgemen Qazaqstan он рассказал о жизни после ухода из большой политики, о том, каково это – быть казахом в российской политике и как хочет посетить Казахстан и совершить паломничество к мемориальному комплексу Бекет-ата, передает Politic.

Интервью с Тулеевым было опубликовано на казахском языке. Наш сайт приводит частичный перевод этой беседы, который был опубликован на holanews.kz.

 

О жизни после отставки

Если честно, я даже в страшном сне не мог себе представить того, что происходило за последние три года. Во-первых, страшная трагедия в "Зимней вишне" застала меня врасплох, я не знал, что делать. Мне снилось произошедшее событие.

Мало кто разделял мои чувства, можно сказать, что почти никого не было. Телефон замолчал, никто не звонил. Раньше, когда я был «на коне», я не знал, что такое выходной день. После того инцидента время как будто остановилось. Я чувствовал себя как в вакууме, в невесомости. Молчание вчерашних коллег и некоторых товарищей разбило мне сердце. Но со временем понял, что к чему. Оказывается, натура чиновников, думающих только о своей карьере, иная. Он уважает, когда вы у власти, встречает с улыбкой и здоровается семь раз в день. И убегает, когда в вас ударяет молния.

Я понял, что им было нужно только мое положение, а не я, благодарю Бога, что позволил мне это вовремя понять. Напротив, со мной остались те, в кого я не верил, и кто смело критиковал меня.


О национальности и политике

Вопрос можно задать прямо – как Вы остались казахом? Этот вопрос преследует меня с малых лет. Прежде всего, я благодарен маме за то, что знаю, кто я. Она с детства не уставала говорить о том, что я казах, из рода адай. В осознанном возрасте понял, что мои взъерошенные волосы, смуглое лицо и узкие глаза выделяют меня из общего фона. Дети старались не играть со мной, потому, что я не был похож на них. Моя борьба с несправедливостью, чтобы меня не растоптали, началась в детстве. Это сформировало мой характер. В такие моменты всегда рядом был отчим. Это помогло мне легко преодолеть "левые болезни" детства. Когда я достиг совершеннолетия, он не препятствовал тому, чтобы я оставил свою фамилию.  

Тот факт, что я казах, я ощущал остро в 90-е годы, когда я зарегистрировался в качестве кандидата в президенты России. Были те, кто говорили: "Какое Вы имеете право занимать высший пост в России, будучи казахом?" В прессе иногда специально писали мое имя с ошибкой.


О семье и гибели сына

Династия Тулеевых растет. Бог дал мне двух сыновей. Младший сын погиб в автокатастрофе в Ташкенте. Это горе – трагедия, которую я унесу с собой на тот свет. Меня утешает его единственный сын, темненький, как я. У меня трое внуков и недавно родился правнук.

Спрашиваете "казахи ли мои дети?" – могу лишь ответить, что в России в паспорте есть только графа "гражданин России". Ваш вопрос "казахи ли мои дети?" напоминает мне о горестных днях, когда я потерял Андрея. Когда узнал, что от него остался сын, стал его искать. Среди детей во дворе мое внимание привлек смугленький мальчик с вьющимися волосами. Стал наблюдать за ним. Когда спросил, как его звать, дети сказали, что «его зовут Толеучик». Так дети звали моего внука. Узкие глаза, волнистые волосы, вылитый я. Если ваше лицо говорит, что вы казах, если в вас течет казахская, адайская кровь, нет нужды сравнивать себя с другими нациями или пытаться быть другим. Мои дети знают, что они казахи и адайцы. Внуки такие же волевые и решительные, как я. Они знают генеалогию своих предков и уважают ее.

Из рассказов мамы я считал, что мой отец погиб на войне. Как только началась война, мама забрала меня и уехала к своим родственникам в Башкортостан. Затем я потерял связь с отцом и другими родственниками. В 80-х я узнал, что мой отец вернулся с войны и работал в правоохранительных органах Казахстана. Но нам не суждено было увидеться. Как только узнал о его кончине, я поехал в Шардару, в Казахстан, нашел его могилу, позвал сельского муллу и прочитал Коран. Его братья помогли мне найти могилу отца. Мой младший сын Андрей учился в Авиационном институте в Ташкенте. Он часто навещал родственников в Шардаре, навещал моего отца. У него был особый интерес к казахской земле и родине. Если бы Андрей был жив, он был бы одним из очагов Тулеевых в Казахстане. Но не было суждено…

В 1998 году мы побывали в Жетысае и не смогли пройти «испытание» сельских старейшин. В то время Андрей учился в Ташкенте, а его невеста, на которой он собирался жениться, была казашкой из Ташкента. В той поездке я хотел познакомиться с родителями девушки, покорившей сердце моего сына, засватать ее. Мой сын внезапно умер, и возможности познакомиться так и не представилось…

 

О планах посетить Казахстан

Я даже во сне чувствую любовь своих братьев ко мне. Хочу передать родной земле свой пламенный привет. Если бы меня спросили, где рай на земле – я бы ответил: он – на казахской земле. Потому что на казахской земле покоятся все мои предки, включая отца. Теперь я подобен птице со сломанными крыльями. После двух операций на позвоночнике, сделанных три года назад, я опираюсь на костыли. Бог даст, избавлюсь от костылей, хочу поехать в Мангистау вместе с детьми, чтобы совершить паломничество в Бекет-ата. Для этого мне нужно встать на ноги.

Хочу поехать на родину, по которой скучал всю свою жизнь, не как беспомощный, который опирается на костыли, а как Аман Тулеев, которого все знают и представляют себе.


Амангельды Молдагазыевич Тулеев родился 13 мая 1944 года в Красноводске Туркменской ССР.

Мама Тулеева по национальности татарка и башкирка, а родной отец — казах. Экс-губернатору было полтора года, когда у него появился отчим — Иннокентий Иванович Власов.

Дед Тулеева Колдыбай был алашординцем и погиб в гражданскую войну.

Занимал пост губернатора Кемеровской области с 1 июня 1997 по 1 апреля 2018 года