Представляем авторскую позицию известного политолога
Айдар Амребаев, директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК, поделился с Politic своим взглядом относительно формирования «Нового Казахстана».
Мы напоминаем, что мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«В физике есть такой метод как спектральный анализ. Этот метод позволяет рассмотреть любые явления через призму всего многообразия качеств, которыми это явление обладает в действительности, хотя на первый взгляд предмет выглядит в самых обычных, зачастую, черно-белых, упрощенных образах…
Сегодня наше общество столкнулось с достаточно сложным явлением трансформации всего комплекса общественных отношений и представлений людей о том, что происходит с ними и вокруг. И речь не только о преемственности власти, которая сейчас у всех на языке, поиске ответа на вопрос «кто виноват» и «что делать», но также и о способности людей сохранить человеческое в нечеловеческих условиях.
«Алматинская трагедия» изменила не только образ нашего любимого города, сделав его суровым и серо-туманным, неясным, не столько благодаря погоде, но, главным образом, по факту пережитого… Мы все стали другими. Страна стоит на пороге… И это требует от нас собранности, концентрации мысли и духа, чтобы снова взошло солнце на наших улицах и забрезжил свет надежды в конце тоннеля.
Как быть? Как сохранить свое достоинство и честь в условиях, когда прежние кумиры растоптаны, а символы веры распяты под шумное улюлюканье возбужденной политическими страстями толпы? Разве можно построить храм на развалинах былого самомнения и заблудших истин, изрядно политых кровью невинных людей?
Перед глазами стремительно проносятся картины былого изобилия и всеобщего ликования от лестных рапортов и бесконечной вереницы наград за несуществующие победы на невидимом фронте… Сегодняшние «правдолюбцы» некогда «толпой стоявшие у трона», с не меньшим энтузиазмом распинают тех, кого когда-то возносили до небес… При чем находятся все новые и новые «аргументы и факты» для оправдания их сиюминутной правды и лжи…
Но важно, что в этой вакханалии нового вознесения кумиров, есть тихий голос человека, сказавшего: как «низко» пали те, кто лишь вчера локтями распихивая друг друга, протирая лживые слезы умиления от лицезрения кумира, сегодня готов втоптать его в грязь конъюнктурного абсурда и обвинений …
Политика - суровая игра, в которой победившего ждет разочарование… Одного - сожаление о незавершенном, другого - горечь о содеянном…
Все общество, а не только наши властители, сегодня проходят чистилище, своеобразную «проверку на вшивость», на способность остаться человеком, сохранить свое достоинство и честь. Жаль, что это сопровождается не только невиданными разрушениями воздвигнутых храмов тщеславия, ложных замков и политических иллюзий, но реальными жестокими жертвами, увлеченных фанатиками в политику, людей…
Перенесенный всеми казахстанцами, и особенно, алмаатинцами, шок, надолго оставил на сердце людей незаживающую рану и немые вопросы к тем, кто шел впереди, кто «возглавлял колонну» в лихие годы, кто нес на себе груз политической ответственности в самые трудные для страны времена… Но эти кричащие вопросы о том, туда ли, и оправданно ли это было, совсем не умаляют значения пройденного нашей родиной пути.
Философы говорят и пишут о роли личности в истории, о тех или иных качествах, формирующих личность человека, волею судьбы вознесенного к вершинам власти. И это требование высокой моральной чистоты справедливо и неумолимо! И в этом повинны как сами кумиры, так и те, кто вознес их на вершину властного Олимпа… Однако, за все поступки предстоит ответить перед Историей каждому! Особый спрос конечно с политиков, взявших на себя эту ответственность…
Верно подмечено, что судьей в этом может быть лишь совесть и честь самого человека…
Мы видим, как многие сегодня, подверженные радикальным умонастроениям, требуют пересмотра всего и вся, «разрушения до основания» некогда незыблемых символов власти, изгнания виновных, провоцируют недоверие и цинизм как в отношении отдельных, облаченных полномочиями, лиц, так и по отношению к институтам государства, подвергая тем самым сомнению саму идею государственности как целостной системы, состоящей из множества элементов.
Думается, это путь, ведущий нас в никуда… Распад государства начинается с морального разложения его непосредственных носителей, от простых избирателей, имитирующих свободное волеизъявление на выборах, и маргиналов, готовых к вандализму как только подвернется удобный «революционный случай» до «избранных и уважаемых», на деле отрабатывающих свое «право на легитимное насилие» в тиши кабинетов в интересах, отнюдь не общественных.
Вопрос стоит по-гамлетовски остро: «быть или не быть» нашей государственности, все еще являющейся наследницей Великой кочевой вольницы, что показали как кадры самоотверженного стремления к свободе митингующих, так и жуткие сцены безудержной, разрушительной уличной стихии мародеров, осаждающих богатые прилавки города…
Я полагаю, что нам всем предстоит провести своеобразную переоценку ценностей, прежде, чем жизнь вернется на круги своя. Но хотелось бы остановиться на важных, с моей точки зрения, моментах, формирующих настоящую, состоятельную нацию, как самосознающее и высоко цивилизованное сообщество людей.
Во-первых, нам сегодня как воздух необходимо принятие в качестве наивысшей ценности жизнь каждого человека. Как утверждал Федор Михайлович Достоевский: «ни один социальный эксперимент не может оправдать и слезы одного ребенка». В обществе, и особенно в уполномоченном этим обществом, государстве, жизнь людей должна стать непреложной ценностью и приоритетом. В ситуации, когда после произошедших событий, мы стали свидетелями горя наших граждан, потерявших своих родных и близких, ставших жертвами с различных сторон политических и иных амбиций, мы не можем впредь оправдывать насилие и смерть как принцип и оправдание политики. Дерадикализация сознания людей жизненно необходима.
Во-вторых, общество нуждается в правде и справедливости, как в отношении государства к себе, так и людей по отношению друг к другу. Только честное и открытое взаимодействие людей способно порождать дееспособные и эффективные гражданские и государственные институты, наполнять их смыслами, достойными людьми, формировать здоровые ценности, которым чужды корысть, лесть, подобострастие, мздоимство, приведшие наше общество к моральной деградации и нынешнему кризису.
В-третьих, народ отрицающий свое прошлое, как отдаленное, так и недавнее, не может иметь сильной опоры для созидания великого будущего. Это касается сегодня по «горячим следам», в-первую очередь, отношения к политическому наследию эпохи современной Независимости. В этом плане поддерживаю мнение, высказанное одним из эффективных политических менеджеров современного Казахстана Бауыржаном Байбеком, который во вчерашнем выступлении перед активом партии «Нур Отан» дал моральную оценку нигилистической критике роли Первого Президента страны. Полагаю, что степень цивилизованности нации измеряется, в том числе и его отношением к своей истории и личностям, которые ее творили, под каким бы то ни было знаком это ни происходило.
Вспоминается бережное отношение к своей политической истории эпохи Мао Цзедуна в Китае. После ухода Великого Кормчего, китайские коммунисты приняли историческое решение об оценке его деятельности, как 70% хорошего и 30% плохого. Благодаря этому решению был положен конец как внутрипартийным разногласиям, так и разобщенности общества после унесшей миллионы человеческих жизней, «культурной революции». Очевидно и нам в Казахстане предстоит на втором этапе модернизации страны дать объективную оценку политическому наследию Елбасы.
В-четвертых, на пути к национальному Возрождению, формированию «Нового Казахстана» следует опереться на те политические традиции, которые позволили создать и укрепить нашу независимую государственность. Считаю, что такими традициями является преемственность воссозданной независимой государственности, сохранение своеобразной «институциональной памяти», о которой сказал Президент К.К.Токаев в своем Обращении на заседании Мажилиса 11 января 2022 года.
Мы ни в коем случае не можем разрушать институты государственности, созданные за годы Независимости механизмы управляемости. Сегодня некоторые горячие головы призывают «распустить», «ликвидировать» целый ряд работающих структур государства. С моей точки зрения как эксперта, это непременно приведет к деградации и «откату» страны в деле строительства суверенной государственности. Речь должна идти о совершенствовании работы государственных органов, наделении их новыми смыслами, ценностями и принципами деятельности, возможно дополнении властной конструкции необходимыми механизмами сдержек и противовесов. Государство укрепляется институциональной и функциональной состоятельностью. Также нужны идеалы и персональные образцы высокого служения Родине, особенно в условиях дискредитации репутации госслужащих на данном этапе. Таковыми могут стать как самоотверженные лидеры первой казахской республики правительства «Алаш Орды», так и государственные деятели, заслужившие признание народа в новейшее время.
В-пятых, важнейшим принципом оздоровления нации является строгое следование общественной дисциплине и правопорядку. Формирование развитой правовой культуры населения, строгое соблюдение законов от рядового школьника до президента страны может стать «прививкой» от беззакония, вседозволенности и коррупции. Расслоение общества на тех, кто находится «вне закона» и на тех, кто чувствует себя «над законом» стало одной из причин социальных протестов в стране. Благополучие и общественная гармония обеспечивается абсолютным соблюдением законности гражданами страны, но никак не анархией, результаты которой мы видели на улицах Алматы.
В-шестых, основой и этическим императивом развитого общества является уважение и признание труда как средства достижения благополучия граждан. Как ни парадоксально, но в советский период нашей истории «борьба с нетрудовыми доходами», являясь принципом социальной справедливости, легла в основу гармоничного общественного развития, что позволило преодолеть имущественное неравенство и социальные диспропорции. Одной из социально-экономических причин роста протестности населения Казахстана и его уязвимости в течение последнего времени стало сильное и незаслуженное имущественное расслоение общества. Провозглашавшееся с высоких трибун построение социального государства имело декларативный характер и противоречило принципам либеральной экономики и реальной практике жизни, где «привилегии были для друзей, а для остальных по закону», как отметил Президент. Считаю в этой связи, что основным направлением социальной модернизации Казахстана должен стать вопрос социальной справедливости, поощрение продуктивной трудовой активности, посредством открытия заводов и фабрик, фермерских хозяйств, новых видов социальных услуг, а не опоры только на посреднические и торговые операции. Воспитание и образование человека труда способно создать развитый, высоко интеллектуальный и ответственный человеческий капитал в стране.
В-седьмых, прошедшие события показали, что в стране чрезвычайно «истончился социальный капитал» доверия как между обществом и государством, так и между отдельными людьми. Полагаю, что необходима преемственность идеологии, провозглашенной Елбасы, по общественному согласию, межэтнической консолидации и межконфессиональному миру в стране. Наш полиэтнический Казахстан - это безусловное преимущество нашей страны и необходимы серьезные усилия со стороны государства по дальнейшему развитию и углублению доверия, взаимопонимания и взаимопомощи между людьми разной этнической, конфессиональной, половозрастной принадлежности. Важнейшим условием стабилизации и гармонизации жизни нашего народа являются целенаправленные действия государства по завоеванию вновь доверия со стороны населения. В этом плане необходимо углубление концепции «слышащего государства», которое продвигает наш Президент.
Таким образом, мы обладаем всеми возможностями и силой, не смотря на произошедшее, подняться и возродиться вновь как птица Феникс из пепла гражданского противостояния…».