Узнать о планах развития города захотели лишь несколько человек. Впрочем, ответов на свои вопросы и они не получили – городские чиновники тоже не пришли
Как проходила встреча
Большой зал дворца «Жастар» может вместить больше 700 человек. На сцене поставили 4 стула, установили большие видеостены для показа слайдов, в зале разместили микрофоны. Городские власти представлял заместитель директора ТОО «Научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан» Серик Абдрахманов, передает Politic со ссылкой на bes.media.
Общественность большого интереса не продемонстрировала – слушания собрали немногим больше сотни человек. Включая журналистов, нескольких наблюдателей от «специальных органов» и сотрудников управления внутренней политики акимата. Последние, впрочем, хоть и держались особняком, делали вид, что они тоже заинтересованные граждане. Почему бы и нет?
Что рассказали на слушаниях
Представлял проект генплана Серик Абдрахманов. Рассказ он начал с истории Целинограда – когда в 1961 году был разработан первый генплан города, рассчитанный на население порядка 250 тысяч человек. Пройдясь по «ключевым вехам» истории города, он логично пришел к текущему состоянию, отметив, что город развивается очень быстро и население растет ускоренными темпами, ежегодный прирост численности жителей превышает 50 тысяч человек.
Останавливаться на деталях каждого района города представитель «Астанагенплан» не стал, ограничившись лишь важным. Это развитие общественного транспорта, строительство новых школ, больниц, пожарных депо.
С экологией не всё плохо. Но Талдыколь засыпать не стоило
Отдельную презентацию посвятили экологической оценке состояния Астаны. Директор ТОО «Эком» Анатолий Пинигин (сотрудники этого предприятия по заказу городских властей подготовили отчет о базовом сценарии состояния окружающей среды и составили прогноз ее изменения до 2035 года) порадовал сообщением, что показатели по диоксиду азота не такие большие, как могло бы быть. Даже наоборот – инструментальные замеры показали «значительно более низкие содержания концентрации загрязняющих веществ».
Справка: оксиды азота – это продукты сгорания тепловых электростанций, выхлопы автомобильного транспорта, отходы металлургических производств. Диоксид азота негативно воздействует на слизистые оболочки органов дыхания и вызывает ожоги.
Однако, по мнению эколога, нынешнее состояние – не повод расслабляться. Он подчеркнул, что необходимо снижать выбросы предприятий, и сделать это можно «за счет перевода предприятий и транспорта на газовое топливо». В этом случае у Астаны «перспективы по воздуху неплохие».
Однако позднее представитель «Астанагенплан», отвечая на вопросы людей, прямо сказал: полный перевод действующих ТЭЦ на газ в столице невозможен. Во-первых, само оборудование очень дорогое (минимум 120-200 млрд тенге на одну котельную), во-вторых, газ окажется неподъёмным для потребителя – тариф придётся увеличить в 1,5-2 раза.
Эколог обратил внимание на проблемные моменты сброса очищенных сточных вод – оказывается, не везде понятна эффективность систем их очистки, поэтому необходимо провести отдельное специальное исследование. Есть проблема с подтоплением территории города. Но она решаема:
«Нужно сделать оборотное водоснабжение. Сейчас мы сбрасываем большие объемы воды. Вся вода сейчас растекается по территории, в пойме реки Есиль, подтапливая городские территории. Нужна аккумулирующая емкость. И весь огромный объем воды, который сбрасывается, нужно использовать», – считает Пинигин.
Он рекомендовал провести очистку водоканалов, расположенных близ Астаны, и использовать их для обеспечения города питьевой водой. Сейчас астанинское водохранилище наполняется за счет талых вод, и, если не будет подпитки, уже к концу осени город вновь столкнётся с дефицитом воды. Экологи советуют обратить внимание на инфильтрационное месторождение древнего русла реки Нура. На этом месторождении подземных вод подсчитаны запасы питьевой воды в объёме, достаточном для удовлетворения Астаны в ближайшей и отдалённой перспективе.
Нашумевшая ситуация с озерами Талдыколь тоже нашла своё отражение в отчёте. Экологи рекомендуют сохранить группу озер Малый Талдыколь как водный объект, и организовать вокруг парковую зону.
«Учитывая гидрогеологическую ситуацию с подземными водами междуречья Нура-Есиль, открытую водную поверхность Малых Талдыкольских озёрах оставить в естественных границах. Для исключения возможности подтопления территории, сохранения биоразнообразия, сохранения экологически значимого ландшафта общая площадь открытой водной поверхности Малых Талдыкольских озёр должна быть не менее 130 га. Что ещё можно сохранить – надо сохранить», — уверен Пинигин.
Что хотели знать жители
Почти все пришли с конкретными проблемами, касающимися именно их объекта. Жители коттеджного городка BI Village пожаловались на застройку в «зелёном поясе». Там, где должен был расти лес, теперь растут высотки. Жители элитного жилого комплекса просили дать разрешение на строительство частной школы рядом с их домом. Жители квартала «Городской романс» вновь пришли напомнить чиновникам об обещаниях построить рядом с их кварталом школу и скверы (сейчас там планируется строительство многоэтажных жилых комплексов). Все эти вопросы и просьбы свелись к одному: людям предложили прийти в другой день и обсуждать вопросы в кабинетах, а не на слушаниях.
Одна из участниц обратила внимание на нарушение регламента проведения общественных слушаний: отсутствие секретаря, выбора председателя слушаний, проведения голосования. Чем вогнала в лёгкий ступор представителей «Астанагенплан», которые сначала попытались оправдаться, мол, всё это было, а потом предложили и ей прийти на отдельную встречу.
Еще одна внимательная горожанка разглядела на слайдах генплана несколько нюансов. Например, что в генплане нет разделения на частные и государственные школы. А это означает, что нельзя считать, что все дети в Астане обеспечены школами в шаговой доступности. Она привела в пример квартал за ТРЦ «Хан Шатыр», где в общем объёме школ учитывается и частная школа со стоимостью обучения 5 млн тенге в год. «Или вы полагаете, что родители всех детей, проживающих рядом, могут платить по 5 млн тенге в год за каждого ребенка?», – спросила она.
Заместитель гендиректора «Астанагенплан» подтвердил, что разделения на частные и государственные объекты и образования, и здравоохранения в проекте не делается. И уже привычно пригласил внимательную горожанку на отдельную встречу.