Как устроена политическая система во всем мире или небольшой ликбез о Realpolitik
Периодически в сети муссируется тема присвоения партией «Nur Otan» заслуг государства, в том числе строительство школ и больниц, выплата пособий, повышение зарплат бюджетникам и так далее, передает Politic.
В этой связи хотелось бы немного просветить людей о том, как делается политика. У руля государства находится победившая на выборах политическая сила, которая предлагает конкретный план действий. При этом на победителя ложится вся ответственность за успех или провал реализации предвыборной программы.
«Существует известная подмена понятия: «Nur Otan» – это не только аппарат партии. Это и Первый Президент – лидер партии, это и глава государства, и премьер-министр – члены бюро политсовета партии, это и фракции в Мажилисе и маслихатах, это и акимы регионов – председатели соответствующих партийных филиалов. Правительство вообще было по итогам выборов сформировано победившей партией. Не «Nur Otan» – это Перуашев и Конуров, а вот все остальные – это и есть «Нур Отан».
Взаимодействие между ветвями власти, ее институтами определяется конституцией, законами и традицией. При этом их политическая легитимность определяются фактом избрания выдвинутой партией кандидатуры на пост президента и победой партии на парламентских и местных выборах. Принятие законов основано на инициировании и/или поддержке соответствующих проектов со стороны партии парламентского большинства. Контроль над реализацией предвыборной программы партии и президента, как известно, жестко обеспечивался со стороны парламентской фракции, которой (как и самим Мажилисом) руководил и руководит такой сильный организатор как Нурлан Нигматулин», - сказал политолог Данияр Ашимбаев.
Таким образом, продолжил он, взаимосвязь между результатами работы президента, правительства, парламента и партии вполне очевидна.
Мировой опыт
Пандемия коронавируса показала, что все государства подвержены рискам локдауна и последующего экономического спада. В таких условиях особенно актуальна качественная программа действий и ее эффективная реализация в кризисный период.
Например, после инаугурации победивший в США Джо Байден презентовал план поддержки экономики и пострадавших от коронавируса («План спасения Америки») на 1,9 трлн долларов, а на днях им был презентован план обновления экономики на сумму 2,3 трлн долларов.
«План спасения Америки» направлен на активизацию вакцинации, проведения тестов, появления новых рабочих мест в сфере общественного здравоохранения, открытие школ и выплат в связи с потерей работы из-за пандемии.
В рамках Плана обновления экономики средства направляются преимущественно на модернизацию транспортной инфраструктуры, промышленного сектора, ремонт и строительство доступного жилья, широкополосного интернета и связи.
Такие масштабные инфраструктурные программы не принимались в США с 1950-х годов, когда велось строительство трансконтинентальных шоссейных дорог.
Аналогичная ситуация и у нас. Партия «Nur Otan» до выборов представила комплексную и детальную программу развития «Путь перемен: Достойную жизнь каждому», победила на выборах и утвердила бюджет для финансирования предвыборных обещаний.
«План президента США предусматривает выделение средств на модернизацию транспортной инфраструктуры, поддержку пожилых людей и инвалидов, ремонт и строительство доступного жилья и на развитие сетей широкополосной связи.
По такой же аналогии можно рассмотреть заявление Президента Токаева о том, что «Nur Otan» вместе с правительством планирует мобилизовать на программу партии «Путь перемен: Достойную жизнь каждому» 21 трлн тенге», - отметил политолог Казбек Майгельдинов.
Путь перемен
Упомянутые 21 трлн тенге партия планирует консолидировать за 5 лет на реализацию пакета конкретных мер. Это самое масштабное вливание средств в экономику, сравнимые лишь с антикризисными мерами 2008-2009 годов. При этом значительная часть средств направляется на инфраструктурные проекты, которые дадут существенный мультипликативный эффект и станут фундаментом для дальнейшего экономического роста. К примеру, в партийной программе выделен отдельный блок «Устойчивое развитие экономики и регионов», который охватывает улучшение макроэкономической ситуации, поддержку бизнеса, развитие инфраструктуры в городах и сельской местности.
«Более 3 трлн тенге будет выделено на индексацию соцпомощи, будет индексирована и пенсия. Инвалидов обеспечат специальными техническими устройствами. Объем финансирования образования, науки, здравоохранения, культуры и спорта составит не менее 5% от ВВП. Также средства будут направлены на развитие экономики регионов, поддержку частного сектора, выполнения социальных обязательств перед гражданами», - добавил Майгельдинов.
При этом следует отметить, что за исполнение предвыборной программы правительство отчитывается перед партией «Nur Otan» в Мажилисе. Это нормальная практика – кто утверждает бюджет, тот и главный. Если предвыборные обещания не исполняются, то «Nur Otan» может снять «проштрафифшихся» министров, выказать вотум недоверия правительству.
Здесь стоит напомнить о создании 14 республиканских общественных советов, которые вместе с населением будут держать на пульсе реализацию и распределение выделенных средств, обеспечив таким образом прозрачность и результативность.
То есть все, на что государство выделяет деньги (строительство школ, больниц, дорог, зарплаты госслужащих и бюджетников) есть результат работы партийного большинства в парламенте и правительства, работающих в тандеме.
«Результаты деятельности органов власти в Казахстане нужно рассматривать именно как результат партийной политики, основанной на итогах выборов, на которых победил «Nur Otan».
В конце концов нужно понимать, что все вышесказанное касается не только достижений, но и провалов, ошибок и скандалов. Партия сама должна быть заинтересована в том, чтобы минимизировать число последних. Механизмы для этого разработаны, да и публичная чистка рядов от «шлака», особенно в регионах, порой привлекает электорат лучше, чем любые успехи. И для исполнителей такой педагогический опыт только на пользу пойдет», - считает Ашимбаев.
К примеру, в тех же США 20 случаев остановки работы госорганов, когда партии не могли договориться о бюджете, и это не считая многочисленных случаев отказа от части предвыборных обещаний для достижения межпартийного компромисса в Конгрессе.