Почему чувства министра Раимкуловой задел "Борат 2", а не провалы и нарушения в сфере культуры и спорта?

12.04.2021, 05:35

Министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова довольно часто выдает эмоциональную реакцию по самым разным поводам

Фотоколлаж

Однако ее волнение мало помогает отечественным культуре и спорту, где положение становится все хуже, передает Politic со ссылкой на turanpress.kz.

Например, осенью 2020 года после выхода "Борат 2", министр рассказала, что ее, как казахстанку, задевают некоторые моменты фильма. Но за время руководства Актоты Раимкуловой произошло множество неприятных для культуры и спорта событий, никак министра не задевших, либо задевших недостаточно.

Взять хотя бы скандал марта 2021 года, касающийся продажи музыкальных школ. Напомним, что три музыкальные школы Алматы намеревались передать в конкурентную среду, что автоматически означало их уничтожение. Родители учащихся забили тревогу, и только тогда министр Раимкулова обратилась с просьбой не приватизировать школы к акиму мегаполиса Бакытжану Сагинтаеву.

В Минкультуры, в частности, заявили, что глава ведомства "глубоко обеспокоена ситуацией, она разделяет чаяния и беспокойство родителей детей и сотрудников школ за их будущее". Это, конечно, замечательно, но кто мешал выразить беспокойство заранее, до того как школы попали в очередь на продажу? Почему инициаторами протеста стали родители, а не Минкульт?

Следующий пример показывает, что лучше запоздала реакция, чем вовсе никакой. В конце марта в прессе появились сообщения, что в Алматы строители уничтожили древнее поселение. По данным сотрудников Института археологии имени Маргулана, поселению около полтура тысяч лет. Этот случай далеко не первый, ранее в Алматы уничтожали сакские курганы. Публичной реакции Минкульта на варварство общественность не дождалась, а ведь могли хотя бы поставить информационные таблички, чтобы застройщики не отговаривались незнанием.

В прошлом году в Иле-Алатауском государственном национальном парке решили развивать экологический туризм. Администрация природной зоны провела тендер на передачу в аренду земельных участков в пределах границ Большого Алматинского, Малого Алматинского, Каменского, Талгарского, Кокбастауского и Тургенского лесничеств общей площадью 35 га на 49 лет.

В публичный доступ эти сведения попали спустя несколько месяцев, после чего экоактивисты возмутились непрозрачностью процедур и реальной угрозой природным богатствам. И вновь обеспокоенность министра не была выражена в нужный срок и достаточно громко. Примечательно, что еще в 2019 году президент Токаев говорил о фактах незаконного предоставления земель руководством Иле-Алатауского национального парка частным лицам, об использовании участков не по назначению. В том же году президент запретил строительство курорта Кок-Жайлау.  

Аналогичная ситуация сложилась и вокруг строительства отеля в урочище Бозжыра в Мангистауской области. Экологи и активисты долгое время отстаивали сохранность этого уникального природного памятника, наконец, последовала адекватная реакция властей. "По предложению местных жителей, ученых и общественников строительство объекта будет перенесено за пределы территории Жабайушканского заказника. Представители компании-инвестора со своей стороны подтвердили готовность пересмотреть участок для реализации проекта и выбрать другое место уже вне заказника", - сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев. Между тем, министр культуры и спорта могла бы внести в спасение заказника более весомую лепту.

Зато по части спорных инициатив Минкульт впереди планеты всей. Казахстанская туристическая отрасль переживает худшее время с начала независимости, но новые законодательные инициативы, очевидно, помогут ей утонуть с музыкой.

На днях Сенат принял поправки в закон о туристской деятельности. Как отметила министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, основной новеллой законопроекта являются ведение понятия приоритетной туристской территории. Это территория с особым потенциалом туристского развития, включенная в перечень объектов республиканской карты туристификации.

С учетом мирового опыта и в целях изыскания дополнительных источников местного бюджета на продвижение регионального туристского потенциала предусматривается внедрение туристского сбора с иностранных туристов, сообщила министр Раимкулова. Ставка сбора будет утверждаться маслихатом, а порядок уплаты правительством,

Некоторые участники отрасли восприняли грядущий налог на отдых скептически. Учитывая пандемию и ее последствия, нужно заманивать туристов льготами, а не отпугивать лишними затратами. Кто поедет в Казахстан, если в соседнюю страну можно попасть без сборов? Окупятся ли гигантские бюджетные затраты на строительство туристической инфраструктуры, если мы принимаем непривлекательные для гостей нормы? На эти вопросы Минкульт ответов не дал. 

Любопытно, что широкой публике Актоты Раимкулова стала известна в 2016 году. Тогда в бытность директором департамента по делам культуры министерства культуры и спорта РК она эмоционально комментировала скандал с главой ведомства Арыстанбеком Мухамедиулы, обвиненным режиссером Талгатом Жанибековым в вымогательстве "отката". По ее мнению, вина министра не была доказана. Напомним, что режиссер Жанибеков считал: финансирование его фильма приостановлено из-за Мухамедиаулы, вымогавшего долю "отката" за возобновление производства.

Теперь Актоты Раимкуловой приходится разбираться с коррупцией в новом статусе. В феврале Агентством РК по противодействию коррупции начато досудебное расследование в отношении вице-министра культуры и спорта РК Сакена Мусайбекова. "Он подозревается в получении взятки от учредителя юридического лица за лоббирование интересов в сфере букмекерской деятельности и общее покровительство. С санкции суда взяткополучатель и взяткодатель заключены под стражу", - указано в сообщении Антикора. Правоохранители сняли Сакена Мусайбекова с рейса Нур-Султан – Дубай.

В целом же Антикор регистрирует десятки нарушений в сфере культуры и спорта. "Практика показывает, что "мертвые души", начисление необоснованных премий и их сбор, фиктивные учебно-тренировочные сборы, фиктивные соревнования, а также завышение стоимости и объемов работ и услуг, в том числе стоимости сборов и соревнований, являются наиболее распространенными способами по хищению бюджетных средств в сфере спорта», - отметили в ведомстве.

Также в этой сфере не утихают скандалы. Только в 2020 году в растратах подозревали  генерального директора Фонда индустрии туризма и спорта Асхата Сейсембека, а в алматинском театре имени Ауэзова сотрудники грозились бойкотировать спектакли из-за якобы инициированной Минкультом смены директора.

В частности, в начале 2021 года известный режиссер Ермек Турсунов в интервью сайту Politic заявил, что Актоты Раимкулова не должна управлять Министерством культуры и спорта. "Я целый год потратил на то, чтобы доказать им, что в сфере культуры творится беспредел, что при нынешнем руководстве Министерства культуры и спорта там все погрязло в коррупции, воровстве", - сказал режиссер.

По его мнению, "в Министерстве культуры нет ни одного профессионала. Ни одного! Я вам официально заявляю. Там собрались совершенно случайные люди – домбристы недоделанные, композиторы средней руки. Должны быть болеющие за культуру люди, менеджеры должны быть, а не люди, которые отрабатывают номера, которых назначили отвечать за культуру. Поэтому меня это взбесило. Сколько можно говорить? Поэтому когда я прочитал новость о новом составе правительства, это было последней каплей. Я посмотрел – практически все остались на местах. Самое главное – Раимкулова как была, так и сидит министром культуры. А это значит, что культура никому не будет нужна".

И то сказать – казахстанское кинопроизводство традиционно в глубоком кризисе. Минкульту, например, долго вспоминали скандал с широко разрекламированным фильмом "Томирис".

Собственно, чиновники не знают, сколько конкретно средств было потрачено на его производство. В 2019 году озвучили официальную сумму в 10 млн долларов. В свою очередь президент АО "Казахфильм" Арман Асенов заявил, что на создание исторической драмы "Томирис" потратили около 6,5 млн долларов.

Однако же соль скандала даже не в этом. Актоты Раимкуловой пришлось извиняться за ошибки, допущенные в версии на государственном языке в титрах и субтитрах. Ошибки, к слову, обнаружились только перед показом, из-за чего на казахском языке фильм вышел позже русскоязычной версии. "Основная версия – на казахском языке. Она буквально через неделю после премьерного показа вышла на экраны. Произошел конфуз. Я надеюсь, этого больше никогда не повторится впредь", - как всегда эмоционально поясняла министр.

По мнению главы Минкульта, "Томирис" может конкурировать с голливудскими фильмами, но за месяц в прокате лента собрала лишь 480 млн тенге (чуть больше 1 млн долларов по тогдашнему курсу).

Что касается спорта, то простому обывателю в последние годы помнятся в основном скандалы – с допингом или с маленькими хоккеистами. В прошлом году Актоты Раимкулова сообщила о количестве нарушений антидопинговых правил. "В период работы с 2013 года выявлено 307 случаев использования допинга казахстанскими спортсменами. За 10 месяцев 2019 года выявлено 37 положительных случаев нарушения антидопинговых правил", - пояснила министр.

Много шума наделало и происшествие с отчислением детей из хоккейной секции. Напомним, что, по словам родителей, детей отчислили из-за жалоб акиму Алматы на повышение стоимости обучения. Минкульт тут, как обычно, не виноват, хотя реакция министра была должным образом эмоциональна.

Актоты Раимкулова сообщила, что функции по руководству спортивными объектами были переданы акиматам. Им же была передана функция по их финансированию, задача местных властей – при передаче в доверительное пользование бизнесменам, отрабатывать условия, при которых их услуги будут доступны населению, и таким образом будет развиваться массовый спорт.

В целом, по ее словам, сегодня от населения поступают многочисленные жалобы на то, что местные исполнительные органы передают спортивные объекты в управление частникам, а те не выполняют условия, по которым им эти здания передаются. Что в такой ситуации делать профильному ведомству? Вероятно, волноваться, - резюмирует автор статьи.