На готовые российские вагоны здесь ставится наклейка «Made in Kazakhstan». Об этом, по словам журналиста, говорят сами рабочие завода
АО «НК «Қазақстан темір жолы» вновь оказалось в центре скандала, передает Politic. Говорят, собственного производства вагонов в Казахстане нет и в помине. Якобы, все, чем хвалится перевозчик, - плоды трудов российских железнодорожников. То есть готовая продукция, которую у нас выдают за свою. Ничего не напоминает?
Но обо всем по порядку.
С 2018 года тянулась эпопея с продажей дочерней организации КТЖ - ТОО «Тулпар-Тальго. В сентябре того года даже сообщалось о достигнутой договоренности с российским «Трансмашхолдингом». Сумма сделки составила 23 млн евро. Однако уже в феврале 2019 года контракт был расторгнут. Чуть позже зампред правления КТЖ Серик Абденов сообщал, что ведутся переговоры с пятью потенциальными инвесторами по производству пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар-Тальго», которые «экономически целесообразны». В нацкомпании утверждали, что к тому моменту на заводе было собрано 670 вагонов по испанской технологии. Тот самый «Тальго».
Любопытно, что завод все же «отошел» третьим лицам. В финансовой отчетности за 2019 год было указано, что «группа передала дочернюю организацию – ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар» – в доверительное управление ТОО «Трансмашхолдинг Казахстан – КЗ», при этом сохранив контроль над ним».
И вот весной этого года был объявлен новый тендер на продажу завода. На этот раз «стратегический партнер» должен был взять на себя обязательства по поставке в 2022-2029 годах почти 470 пассажирских вагонов разного вида, а также 26 вагонов-электростанций. Выбирали между российским «Трансмашхолдингом» и швейцарской Stadler.
Но не привозные вагоны нас интересуют, а внутреннее производство. Его-то, по утверждению источника, в Казахстане как раз и нет.
«По заявлению сотрудников этого предприятия (вагоностроительного завода «Тулпар»), которые попросили остаться инкогнито, сюда прибывают готовые российские вагоны компании «Трансмашхолдинг». Туда наклеивается оранжевая казахстанская полоса и эти вагоны выдают как казахстанское производство. Мы искренне хотели попасть туда, тем более было заявление компании «Трансмашхолдинг» о том, что они открыты, о том, что они дадут любые интервью, но…», - заявил журналист Танирберген Бердонгаров.
Если эти данные соответствуют действительности, то куда подевались многомиллиардные вливания на развитие внутреннего производства? Вдумайтесь, журналист утверждает, что сами рабочие завода ему сообщили о поставках готовой продукции!
Кстати, в самом «Трансмашхолдинге» деятельность казахстанских коллег окрестили «отверточным» сборочным производством. Вот цитата:
«Если ТМХ и КТЖ станут стратегическими партнерами в сфере обеспечения казахстанского железнодорожного транспорта пассажирскими вагонами, на заводе "Тулпар" в течение ближайших лет будет организовано полноценное, а не "отверточное" сборочное производство».
Тогда же в конце мая этого года россияне отреагировали на публикации с обвинениями, назвав их «тенденциозными». Якобы, авторы данных материалов стремятся очернить «российскую компанию в глазах казахстанской общественности и органов государственной власти».
Не забыли в компании заявить об открытости. Но есть загвоздка: тот же Танирберген Бердонгаров утверждает, что неоднократно обращался за официальным комментарием в «Трансмашхолдинг» - как через запросы, так и десятками телефонных звонков. В лучшем случае его «кормили» обещаниями передать сообщения уполномоченным.
С момента публикации его видеоматериала прошло больше месяца (29 июня), однако, как удалось выяснить у коллеги, по сей день россияне хранят молчание.
Более того, ему не удалось попасть на территорию завода «Тулпар». Если уж заявлена локализация производства, то покажите – как и что производится в Казахстане.
«Что за двойные стандарты? Вы открыты или закрыты? Если открыты, дайте возможность зайти на территорию завода и посмотреть, как же производятся эти казахстанские вагоны. Ну а если вы закрыты, зачем тогда заявлять об этом громогласно и публично?
Россияне много лет поставляют вагоны в Казахстан, но не ввезли новых технологий, не открыли новых производств. Похоже, нам всем приятно быть придатком российской экономики, потребляя их готовую продукцию», - говорит Бердонгаров.
По данным журналиста, на закупку российских вагонов выделяется 500 млн долларов, еще столько же потребуют сервис и обслуживание. Таким образом набегает сумма в районе миллиарда долларов. Лакомый кусок, не правда ли?
При этом КТЖ частенько критикуют казахстанцы. Отдельные эксперты – за вечную долговую яму, рядовые пассажиры – за адские условия поездок. Не далее, как в июле вспыхнул очередной скандал. Гульмира Саулебекова заявила, что поездку на озеро Алаколь ей испортила нацкомпания, а точнее вагоны, на которых предлагают ездить людям.
«Кондиционер не работает, окна в купе не открываются, в коридоре две фрамуги на весь вагон. На улице +42 градуса. Проводник был вынужден всю поездку держать двери вагона открытыми, мы все до ночи ехали в тамбуре. В купе +52. Детей спасали мокрыми полотенцами. Мочили и накрывали голову», перечисляла женщина.
Она отметила, что с приходом в АО «Пассажирские перевозки» немецкого менеджера ничего не изменилось, и остались те же вагоны, которых сейчас нет ни в какой стране СНГ.
«Верните мне деньги за испорченную поездку, КТЖ! Я выжила!», - заключила свое гневное обращение в адрес компании казахстанка.
В завершение. На официальном сайте КТЖ указано: «…создаем стоимость для Единственного акционера и приносим пользу потребителям и обществу в целом, посредством предоставления безопасных и конкурентоспособных перевозочных услуг».
Как считаете, справляется ли нацкомпания с миссией, которую она сама себе придумала?