Парламентские кампании в Казахстане и в России проходили в один год при схожих условиях
Неделю назад в России подвели итоги выборов в Государственную Думу. Большинство голосов избирателей набрала «Единая Россия» — 49,82 процента. В результате в нижнюю палату парламента прошли пять партий, одна из них — новичок на политическом поле. Отметим, что парламентские кампании в Казахстане и в России проходили в один год при схожих условиях, ключевыми из которых стала пандемия коронавируса и снижение социально-экономических показателей. В то же время правящие партии двух стран выбрали разные тактики, и это дает возможность сравнить их эффективность, передает Politic.
Победа «Единой России» потребовала напряжение всей системы, которая приложила колоссальные усилия для мобилизации электората и обеспечения общественной легитимности мандата. В частности, было ужесточено избирательное законодательство: сбор подписей; снижена возможность контроля; ограничение в пассивном избирательном праве (то есть праве быть избранным). Власти также сделали ставку на «тотальную зачистку», и летом по стране прошла волна арестов и обысков у оппозиционеров. Кроме этого, был разыгран сценарий с созданием образа внешнего врага. На этот раз один из эпизодов был связан с «языковыми патрулями» в Казахстане.
Более того, для победы «Единой России» президенту Владимиру Путину, ранее дистанцировавшемуся от правящей партии, пришлось подключиться к предвыборной кампании «Единой России». При этом ставка была сделана на базовый электорат – военные, пенсионеры, бюджетники. Военным и силовикам Путин пообещал разовые выплаты в размере 15 тысяч рублей.
Несмотря на все усилия властей, «Единая Россия» уступила часть своего электората.
«По сравнению с 2016 годом, в Государственную Думу прошла еще одна партия – «Новые люди». Причем партия организовалась весной 2020 года, то есть у нее было всего 1,5 года на раскрутку, что для такой большой и разной страны как Россия очень мало. При этом надо учесть, что «Новые люди» работали в том же политическом сегменте, что и «Единая Россия», то есть они именно у них забрали голоса», – отметил казахстанский политолог Марат Шибутов.
В целом «Единая Россия» отыгралась за счет одномандатников, а там основную роль играет человек, а не партия.
Кроме этого, по мнению политолога, в пользу правящей партии также работало трехдневное голосование и широкое использование электронного голосования.
Если говорить о Казахстане, то накануне парламентских выборов президент Токаев инициировал либерализацию выборного и партийного законодательства. Так, был снижен барьер для регистрации партий, введены квоты для молодежи и женщин в партийных списках, закреплен статус парламентской оппозиции. Кроме того, Казахстан перешел от разрешительного к уведомительному принципу организации митингов.
Большую подготовительную работу провела и правящая партия «Nur Otan». Лидер партии Нурсултан Назарбаев в августе 2019 года объявил о программе системной «перезагрузки» «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем – 7 импульсов партии».
Партия консолидировала ядерный электорат, провела ревизию партийных «первичек» для выявления новых лидеров. Впервые в истории страны были проведены масштабные праймериз по принципу «Сильные лидеры – Сильная партия». С учетом зарубежного опыта «Nur Otan» внедрил собственную модель внутрипартийного отбора с электронной платформой для голосования. Праймериз обеспечил реальную конкуренцию идей и программ, вызвав широкий общественный интерес. Также партия разработала 216 региональных предвыборных программ под каждую область, город и район.
«Тактика «Nur Otan» все же выглядит лучше – праймериз позволили собрать всех лидеров, не позволив забрать их другим партиям, плюс благотворительные проекты позволили партии работать с наиболее неблагополучными социальными группами и не допустить протестного голосования. Еще важнее стало обновление списков партии, особенно в части женщин и молодежи, что соответствует потребности граждан – фактически «новых людей» выставили внутри партии. В общем, «Nur Otan» заранее перехватил всю возможную протестную повестку, какая могла бы быть», – отметил Марат Шибутов.
При схожести конъектуры в обеих странах, победа «Nur Otan» все же была убедительнее. Напомним, партия набрала 71,09 процента голосов избирателей.
Результаты выборов подтвердили высокий уровень общественной поддержки Государственного курса Президента Касым-Жомарта Токаева, главными ценностями которого являются Независимость и национальное единство, а стержнем – преемственность.
Также благодаря президентским реформам в рамках концепции «Разные мнения – единая нация» выборы прошли в новых политических условиях, дав серьезный импульс межпартийной конкуренции, повышению гражданской активности и институциональному укреплению партий.
Кроме этого, выборы в Казахстане подтвердили действенность внедренной впервые на страновом уровне пропорциональной избирательной системы, позволив всем участвовавшим партиям войти в состав маслихатов.
Таким образом, парламентские кампании в Казахстане и России закрепили разность векторов развития партийно-политических систем и правящих партий. Если «Единая Россия» пошла по консервативному треку, то «Nur Otan» выбрала модернизационную повестку, пойдя по пути повышения своей политической адаптивности и конкурентности, таким образом обеспечила задел для последующего политического доминирования.