Как бизнес-джет превратился в такси для высокопоставленных лиц?
Высшие должностные лица, чиновники и топ-менеджмент, как показывает практика, слишком важные в Казахстане персоны, которым негоже летать по правилам, придуманным для простых смертных. Яркий тому пример – председатель столичного суда Тлектес Барпибаев, вылетевший в Германию на бизнес-джете словно на попутке. Нынче для богатых казахстанцев привычные дорогие предметы роскоши – яхты, виллы, элитные автомобили, бриллианты уже не столь актуальны. Частные самолеты – вот последнее слово моды и «крутизны». Среди желающих выделиться и пролететь, как говорится, с ветерком, немало и чиновников (если не подавляющее число). В этом материале Politic пойдет речь об очень закрытом мире бизнес-авиации, которой чиновники балуют себя незаметно для всех.
Эпопея с бизнес-джетом началась с того, что в соцсетях поползли слухи о том, что председатель столичного суда Тлектес Барпибаев заразился коронавирусом в Германии. 13 марта Telegram-канал Uzyn qulaq сообщил о том, что инфекцию ему диагностировали в Берлине, куда он полетел навещать сына-дипломата. Эту информацию подтвердили в Министерстве иностранных дел и Министерстве здравоохранения. Как мы помним, один из первых случаев заражения вирусом в нашей стране был выявлен 13 марта среди тех, кто прилетел на бизнес-джете Bombardier Challenger-850 с бортовым номером M-TAKE по маршруту Берлин-Минск-Алматы. Именно на этом самолете Барпибаев улетел в Германию 28 февраля. Все пассажиры, бывшие на борту, прилетели обратно в Алматы 12 марта, но сам Барпибаев остался в Германии из-за диагностированного коронавируса.
Затем пресс-служба суда Нур-Султана официально заявила, что Тлектес Барпибаев вместе с женой перемещались на этом самолете, поскольку в нем были свободные места. А договаривался об этой поездке якобы сват Барпибаева – гражданин К.К., являющийся крупным бизнесменом. Богатый родственник заплатил компании Caropan Company S.A. за два перелета. А председателя суда с женой захватил как попутчиков.
По данным сервиса planespotters.net, борт Bombardier Challenger-850 действительно принадлежит Caropan Company S.A., зарегистрированной на Острове Мэн, которой владеет Великобритания. Это, кстати, единственный самолет во флоте компании. Воздушное судно перевозит пассажиров с 2010 года. Его конфигурация – VIP.
Владельцем борта указан Бахаридин Аблазимов, входящий в 50 самых влиятельных и богатейших бизнесменов Казахстана согласно рейтингу Forbes. Его состояние оценивается в 167 миллионов долларов. Как сообщает издание, в партнерстве с Тимуром Кулибаевым, Динмухаметом Идрисовым и другими бизнесменами Аблазимов владеет ТОО «КазАзот». Кстати, это предприятие расположено в Мангистауской области, органы внутренних дел которой в течение 8 лет (с 2001 по 2009 гг.) возглавлял его брат. Также Бахаридин Аблазимов имеет доли в ТОО «Ансаган Петролеум», АО «Матен Петролеум», ТОО «ТриасМунайГаз» и ТОО «Petro Chemical Company».
В конце марта командир этого судна Владимир Смирнов в интервью сообщил, что Аблазимов позвонил ему и попросил доставить семью судьи Барпибаева в Казахстан – мол, в Германии им помощь не окажут. Это при том, что Барпибаевы, надо полагать, имели возможность платить и получать любые медицинские услуги. Прикрывшись благой целью «эвакуации казахстанцев на родину», борт Аблазимова доставил в страну первых зараженных коронавирусом.
Барпибаев же успешно вылечился от вируса в Германии, вернулся в столицу, правда, неизвестно, на чем – обычным рейсом или для столь важной персоны Аблазимов снова выделил свой борт. В общем, он продолжает работать председателем столичного суда, а разбирательство в Верховном суде в его отношении спустили на тормозах.
Если бы не такие отдельные случаи, общественность и не узнала бы, что чиновники летают на частных самолетах как на попутках. Бизнес-авиация – очень закрытая отрасль. В этом и вся «фишка» перевозок – минимум информации о пассажирах, о владельце, если только они сами не пожелают рассказать о своих маршрутах. Иначе в публичную среду такая информация не попадает.
Перелет частным самолетом, разумеется, удовольствие не для обычного люда, живущего от зарплаты до зарплаты. На официальном сайте одного из участников рынка частных перевозок – компании Astana Business Aviation можно найти популярные направления и их расценки. К примеру, перелет на Мальдивы и обратно в Алматы обойдется в 85 тысяч долларов минимум. А путешествие из столицы в Женеву стоит минимум 40 тысяч долларов. Ценники за перелеты в Лондон и Ниццу из Алматы начинаются от 45 тысяч долларов.
Как же работает бизнес-авиация? Условно можно разделить ее на три вида. Первый – самый ясный, когда богатый человек покупает на свое имя бизнес-джет и летает на нем. Причем он спокойно может дать самолет кому-нибудь попользоваться, как обычную машину. Это мы видели на примере нашего судьи. Бизнесмен совершенно спокойно может дать свой самолет какому-нибудь чиновнику, и никто об этом никогда не узнает.
Второй вариант – когда бизнес-джетом владеют несколько лиц. Так называемое долевое владение. Более бюджетный вариант для тех, кто еще не богат настолько, чтобы позволить себе такую дорогую «игрушку». В среднем самолет ведь стоит 30-40 миллионов долларов. В этом случае хозяева самолета могут договориться между собой, разделив, условно говоря, летные часы.
И третий вариант – чартер. Это самый распространенный вид. Есть немало операторов бизнес-джетов, которые закупают или берут в лизинг определенное число самолетов, а потом сдают их в аренду частному лицу. Но во всех случаях обычно владелец бизнес-джета отдает его в управление операторам, ведь надо содержать самолет, стюардесс, бортпроводников, пилотов. Но есть и другой вид владения частным бортом. К примеру, госслужащий решил прикупить себе самолет, выбрал и записал его… разумеется, не на себя, а, например, на помощника. Затем отдал судно в управление оператору и на этом, собственно, все. Фактического владельца общество может никогда и не узнать. Так уж устроена бизнес-авиация.
Редакция Politic в ближайшее время начнет расследование – кому из чиновников и за какие заслуги достаются элитные перелеты.
Продолжение следует…