Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Как казахам защитить землю, рассказал Бакытжан Базарбек
Юрист Бакытжан Базарбек предложил запретить раздел сельхозземель в пригородной зоне призвал юрист Бакытжан Базарбек
В ходе заседания комиссии по земельной реформе юрист Бакытжан Базарбаев озвучил 13 предложений по совершенствованию норм земельного кодекса, передает Politic.
На своей странице в Facebook эксперт опубликовал 6 из 13 озвученных предложений:
"Первое, предлагаю в редакцию ст.97 земельного кодекса, внести запрет на изменение целевого назначения земельных участков С " для ведения крестьянского хозяйства" НА "для садоводство" и "для дачного строительства". Ежегодно, ежемесячно, ежедневно, ежесекундно недобросовестные на руку чиновники акиматов обогащаются меняя целевое назначение сельхозземель отведенные под КХ, сегментируют и через третьих лиц продают ничего не подозревающим людям. В итоге, страна теряет орошаемые сельхозугодия, страна получает кучу проблем с инженерным и социальным обустройством территории, где люди купившие земельные участки не ведут садоводство или дачное строительство, а строят жилые дома.
Этот беспредел сейчас творится в Талгарском, Илийском, Карасайском, Енбекшиказахском районах Алматинской области, в Целиноградском, Аршалинском районах Акмолинской области, в пригородной зоне города Шымкент и областных центрах. Эту коррупционную брешь мы должны убрать, лавку закрыть!" - пишет Базарбек.
Во втором пункте юрист предложил ужесточить минимальные размеры земельных участков при разделе, пересмотреть существующие утвержденные минимальные нормы в регионах в пользу увеличения площади сегментируемых земельных участков
По словам Базарбека, предложение актуально тем, что в регионах мы видим, что земельные участки под КХ (крестьянское хозяйство - Politic) умудряются сегментировать на 20,10 соток, при этом, это обстоятельство удивительным образом обходиться вниманием уполномоченных органов по контролю за использованием и охраной земель.
"Естественно понятно, что на 20 сотках, человек заняться крестьянским хозяйством или на 6 сотках "лесоводством" не будет и не сможет. Все понимают, что конечная цель, это смена целевого назначения под ИЖС, ЛПХ", - продолжает юрист.
В этом отношении Базарбек приводит пример Гульдалинского сельского округа Талгарского района, где 2 земельных участка с сотней гектаров орошаемых сельскохозяйственных угодии были поделены на 1200 земельных участков с целевым назначением "под садоводство и лесоводство" с площадью каждого участка в 0,5-0,7 га.
"Третье, в редакцию статьи 55 (третьим пунктом) и статьи 101 земельного кодекса внести запрет на совершение сделок в виде залога в банках второго уровня и иных финансовых учреждениях права временного возмездного долгосрочного землепользования образованный за счет условных земельных долей (паев) простых граждан, сельчан без соответствующего решения общего собрания общедолевого землепользования с приложением к решению соответствующего письменного нотариального согласия владельца условной земельной доли.
Мы знаем, как в регионах "кинули" сотни и тысячи простых граждан, владельцев паевых земель, которые в один момент узнали, что их земли без их согласия "заложили" в банки и получили на них миллиардные кредиты. Кредиты не вернули, земля мертвым грузом застряла в банке, банк не возвращает землю государству, а у разбитого корыта простой сельчанин", - отмечает эксперт.
По его словам, это наблюдается в ПК "Ноғайбай" в Кордайском районе, в ТОО "Агрофирма "Поиск" в Аршалинском районе.
"Четвертое, нужно разобраться с формализацией документации и в целом, процедуры на конкурсах на предоставление земель сельскохозяйственного назначения.
Конкурсные комиссии по-сути, не проверяют бизнес планы (бегло листают), принимаются заявки, где ничем не подтверждаюся наличие поголовье сельскохозяйственных животных, применяемые агротехнологии, наличие сельскохозяйственной техники и оборудования, квалифицированных специалистов и какие рабочие места они планируют создать", - подчеркивает эксперт.
Базарбек отмечает, что к материалам конкурсных заявок прилагают совершенно "левые" документы, чужой скот приписывают себе подтверждая его якобы принадлежность заявителю "левыми" справками и документами.
Кроме того, он считает, что нужно ужесточить, в 518 Правилах от 20 декабря 2018 года, требования по отмене результатов конкурсов в судебном порядке по данному основанию. Проработать норму о персональной ответственности заместителя акима района и руководителя отдела (управления) земельных отношений за допущенные нарушения.
Помимо этого, Базарбек предлагает в указанных правилах выработать и детально прописать правовые основания признания результатов конкурсов, постановлений акима и договоров - недействительными.
"Пятое, нужно покончить с коррупцией при проведении конкурсов и предупредить риски с конфликтами интересов.
Как вы знаете, в регионах на уровне акиматов районов через конкурс руками родственников руководителя конкурсной комиссии, отделов земельных отношений, сельского хозяйства, акимов сельских округов выводятся сельскохозяйственные земли в огромных размерах. В случае выявления данного факта, максимум, что государство может сделать, так это аннулировать результаты конкурсов, постановления, договоры и вернуть землю, которую через определенное время тот же чиновник выведет через другого родственника или другое подставное лицо. При этом, законы РК "О противодействии коррупции" и "О государственной службе" для таких чиновников устанавливают всего лишь дисциплинарную ответственность.
Предлагаю, проработать правовой механизм о введении персональной ответственности заместителя акима района, начальника ОЗО и других госслужащих и в случае подтверждения фактов, установления ответственности в виде освобождения от должности всех, кто подписал указанное протокольное решение.
Это было с замакимом района Байтерек ЗКО Залмукановым, с замакимом Караталского района Тасыбаевым, с замакимом Балхашского района Дарибаевым", - пишет эксперт.
Также Базарбек предлагает внести в редакцию статьи 43-1 земельного кодекса и в 518 Правил от 20 декабря 2018 года требования о невозможности проведения конкурса по конкретному лоту при наличии признаков "конфликта интересов". Приравнять к "конфликту интересов" конкурсные заявки, поданные членом земельной комиссии из состава общественности либо его близких родственников.
"Шестое, окончательно исключить институт "земельная комиссия" из редакции статей 43, 43-1, 44 и 49-1 земельного кодекса и внести эти поправки в земельный кодекс до конца 2021 года!
Всем стало понятно, что земельная комиссия стало местом, где образуются коррупционные риски и поправки в статью 43 земельного кодекса в 2018 году, введение в состав Земельной комиссии общественности не помогло, а усугубило уровень коррупции в стране.
Членов общественности мы ввели в земельную комиссию для общественного контроля за действиями чиновников, а получилось, что они в связке с чиновниками начали выводить земли "в свои руки". Этот беспредел мы видим в Алматы на примере ситуации с землями КазНУ им.Аль-Фараби, парками и скверами, землями общего пользования и для инвестиционных проектов.Так с коррупцией не борятся!
В рамках цифровизации в земельных отношениях все земельные участки будут предоставлены в электронном порядке. И земельной комиссии места нет!" - пишет Базарбек.