Новости
Kazakhstan Politic

"Местность, где находится Петропавловск, издревле называли Кызылжаром". Переименование неизбежно?

Краевед объяснил, почему город нужно переименовать

Казахстанский журналист и краевед Жаксыбай Самрат объяснил, почему Петропавловск нужно переименовать в Кызылжар, передает Politic со ссылкой на 7152.kz.

«Общеизвестно, что не только в Приишимье, но и во всей казахской степи местность, где раскинулся город Петропавловск, издревле называли Кызылжаром. С детства в нашей памяти впитывались обрывки фраз, услышанных от взрослых: «Он едет в Кызылжар» или «Его сын учится в Кызылжаре». В автобиографическом романе Сабита Муканова «Школа жизни», да и почти во всех других произведениях известных казахских авторов более поздней эпохи, в исторических документах мы постоянно натыкаемся на это поэтическое название, что дословно переводится как «Красный яр», - отметил он.       

Но история, по его словам, полна неожиданных поворотов: в 1752 году на берегу Ишима царскими войсками началось строительство Петропавловской крепости.

«Очевидно, многие, даже серьезные исследователи, и в наши дни полагают, что с этого момента и начинается история города Петропавловска. Не задаются они и вопросом о том, существовали ли в этих местах населенные пункты до прихода царских войск. Понятно, что сами военные укрепления строились исключительно с целью колониальной экспансии и захвата новых земель. Могла ли военная крепость, занимающая небольшую территорию и ограниченная со всех сторон стенами, укреплениями, разрастаться до уровня города», - добавил краевед.

Самрат считает, что процесс формирования города происходил не в черте замкнутой территории военной крепости, а за ее стенами, на сопредельных землях, которые испокон веков служили местом обитания многочисленных казахских родов.

«Казахи издавна жили в пойме многоводной реки Есиль, обильный травостой пастбищ создавали идеальные условия для содержания скота. До того, как солдаты царской армии начали вырубать деревья для строительства крепости, в дремучих лесах находили укрытие от непогоды и люди, и скот. В низине Кызылжара длинными рядами на зимовку располагались несколько аулов. В сборнике документов «СКО: Страницы, летописи родного края» приводится фрагмент этого письма из «Статистического обозрения Сибири»: «...прошу же я и мой народ, чтоб дозволить в крепости Святого Петра киргизам выменивать муку и крупу». Если судить по логике, становится очевидным, что вести сколько-нибудь серьезную торговлю внутри крепости невозможно по той простой причине, что большим караванам негде было разместиться в ней. Тем не менее, торговля велась, и достаточно бойко. Только не в крепости, а за ее пределами, на торговых площадях Кызылжара», - пишет он.

Так же по информации краеведа, среди первых жителей города по численности преобладало мусульманское население.

«Академик Фальк, в 1785 году возглавлявший Оренбургскую экспедицию и на протяжении шести лет занимавшийся исследованием края, оставил следующие сведения о Кызылжаре: «...все местное население, кроме немногочисленных казаков и солдат-инвалидов, составляют азиаты. Здесь 172 дома и 914 жителей».  Вплоть до 20-30 годов ХІХ столетия доля русского населения в городе оставалась низкой», - отметил креаевед.

По его мнению, бытующее среди значительной части населения мнение о том, что Петропавловск возник на основе военной крепости, построенной в безлюдной степи, сложилось в силу исторических обстоятельств. В годы советской власти среди городских жителей резко возросла доля некоренного населения. Начало строительства железнодорожной линии «Петропавловск–Кокшетау» в 1921 году привело к увеличению притока рабочих и специалистов из центральной России.

«Темпы урбанизации достигли небывалого уровня. Если в 1916-1926 годы прирост городского населения составил 4 процента, то в 1926-1936 годы этот показатель достиг 84 процента. Но в данном случае речь идет не о естественном приросте, а об аномальном процессе. За это время из западных областей России, Украины и Белоруссии в Северный Казахстан было переселено 172 тысячи «кулаков и неблагонадежных элементов». Большую часть их поселили в городах. Такая тенденция устойчиво продолжалась и в последующие годы. За эвакуацией крупных промышленных предприятий со специалистами в годы ВОВ из западных регионов Советского Союза в нашу область последовала кампания освоения целинных земель», - написал Жаксыбай Самрат.

Он считает, что в сложившейся этно-демографической ситуации и в условиях политических реалий тех лет нельзя было надеяться даже на упоминание исконного названия города в официальных источниках. Но все же, оно нередко пробивалось сквозь идеологическую завесу.

«Более того, по архивным данным, 18 июля того же 1925 года президиум исполнительного комитета Акмолинской губернии, административным центром которой в то время был город Петропавловск, принял решение о восстановлении первоначального названия города. Оно было одобрено и Казахским Центральным Исполнительным Комитетом. В Москве предложение КазЦИК приняли в штыки. Вообще в этой истории много загадочного и туманного. Во-первых, остается неясным, почему коммунисты, яростные пропагандисты воинствующего атеизма, всегда считавшие делом государственной важности разрушение всего, что связано с религией, вдруг прониклись уважением к именам апостолов Петра мен Павла?», - задался вопросом журналист.

По его мнению, городу должно быть ему возвращено исконное название.

«Наш уютный и живописный город на высоком крутом берегу Ишима издавна славится как колыбель дружбы. Казахи, жившие здесь веками, еще в давние времена крепко подружились с прибывшими в эти края русскими крестьянами-переселенцами. Вполне естественно, сегодня, когда в обществе формируется новый взгляд на прошлое, всплывают на поверхность доселе малоизвестные факты, усиливается интерес к своим корням, к истории, желание восстановить истину. Этим закономерным стремлением объясняется и необходимость решения давно назревшего вопроса о возвращении нашему городу его исконного названия – Кызылжар», - заключил Самрат.

Ранее мы писали об акции активистов, выступающих за переименование города.