Думан Базарбеков высказался об изменениях в работе судов, которые значительно укрепят независимость казахстанской Фемиды
Что необходимо предпринять для укрепления независимости судов? Своими соображениями на этот счет поделился правовед Думан Базарбеков, передает Politic. Эксперт обращает внимание на абсолютно справедливые жалобы со стороны казахстанцев, которые в нынешних реалиях все больше перестают верить казахстанской Фемиде.
Накануне, напомним, Базарбеков высказался о предстоящем 5 июня референдуме и самороспуске мажилиса.
«После моего вопроса о самороспуске действующего Парламента РК как нелегитимного в силу принимаемых норм Новой Конституции на предстоящем референдуме, я затронул в предыдущем посте вопрос касательно изменений и реформирования судебной системы.
Необходимость этой реформы назрела так как вот этот накал и наплыв людей которые идут в суды, не дают должного результата и порождают все больше жалоб с их стороны», - отметил правовед.
Он убежден, что в Казахстане назрела необходимость кардинального реформирования судебной системы.
«Происходящие ныне мини-митинги на площадях перед Департаментами государственных органов, страшные самоподжоги людей, не нашедших справедливости в суде, приводят к тому, что напрашивается актуальный вопрос несправедливости судебных актов, эффективное реформирование судебной системы требует незамедлительных мер.
Ведь принцип мудрости судебного акта предполагал бы необходимость заложить в Концепции реформирования судебной системы, упразднив при этом ранее указанный «внутренним убеждением» в норме гласящей «суд руководствуется законом и внутренним убеждением».
Как выше упомянул, упразднение института ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СУДОВ РАЙОННОГО И ОБЛАСТНОГО УРОВНЯ приведет к упразднению административного давления на судей отправляющих правосудие, так как конституционный принцип этого отправления изложен как «судьи не подотчетны никому по конкретным делам». То и провозглашает саму НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДА.
Судьи в свою очередь при отправлении правосудия и должном отсутствии административного воздействия со стороны власти в лице председателя суда, не будут ущемлять бизнес-лиц, обратившихся в суд за защитой своих прав», - продолжил Базарбеков.
Эксперт разъяснил, к каким позитивным сдвигам приведет реализация предложенных Касым-Жомартом Токаевым мер. В частности, речь идет о справедливом разрешении споров, в которых задействованы представители бизнеса.
«Расширение инициированной нашим Президентом административной юстиции позволит незамедлительно реформировать законодательную систему налогообложения, уголовного права в «круговорот» которого нередко попадают в сфере судопроизводства бизнес-структуры малого и среднего бизнеса.
Упразднение «зависимости» в структуре независимых судей мною толкуется как упразднение элементов административного воздействия на судей со стороны ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СУДОВ.
Безусловно институт председателей коллегии судов необходимо оставить, для обобщения практики судов и практики их рассмотрения в делах в целом, но убрать административные барьеры в процедуре назначения судей, переводе их из одного суда в другой, то есть без участия ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СУДА РАЙОНА ИЛИ ОБЛАСТИ.
Председатель суда «изжил себя» в нынешних реалиях, так как есть альтернативный и эффективный АДМИНИСТРАТОР СУДОВ регулирующий обеспечение деятельности судов в целом в материально-техническом и организационно-структурном плане», - добавил эксперт.
Далее он высказался непосредственно об обращениях граждан в Верховный суд.
«Изменение кассационного института обжалования судебных актов позволит «удалить» право судьи Верховного Суда в отказе гражданам в передаче их ходатайства для рассмотрения в судебную коллегию Верховного Суда.
Ведь наряду с этим Обращение Генерального Прокурора в судебном процессе либо его заместителей как лиц, участвующих в деле, непосредственно попадают на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда без предварительного рассмотрения судьей ВС как указано выше», - заявил Думан Базарбеков.
Правовед убежден, что, касаясь детально реформ судебной деятельности необходимо затронуть основные принципы законодательства, заложенные в Конституции:
«Обращая внимание что ряд норм вышеупомянутых законов устарели и не соответствуют нынешним реалиям и задачам поставленным нашим Президентом, в целях улучшения климата для аграриев, развития малого и среднего бизнеса, а также производственных направлений в нашей стране и заинтересованности инвесторов в финансировании инвестпроектов в Казахстане, необходимо незамедлительно снять законодательные ограничения в устаревших нормах, которые «давят» на развитие упомянутых сфер экономики.
Руководствуясь исключительно патриотическими убеждениями готов внести предложения и инициативы влекущие кардинальные изменения «внутренности» застоявшейся структуры законов.
«Сильный Президент- Влиятельный Парламент -Подотчётное Правительство», - заключил Базарбеков.