Верхи
Ахметов Алихан

Статья Токаева о независимости. Шито белыми нитками?

Не исключено, что долгосрочным трендом национального строительства Казахстана станет отход от гражданской идентичности в пользу национальной 

Радио АЗАТТЫК

Сразу после новогодних праздников, в первый рабочий день 5 января в официальной, государственной газете "Егемен Казакстан" была опубликована статья президента Касым-Жомарта Токаева "Независимость превыше всего". Ряд комментаторов и экспертов дали ей довольно высокую оценку, используя такие эпитеты, как "программная", "этапная", "стержневая". Один из авторов "Ритма Евразии" дает оценку статье президента, а также рассуждает, о чем в ней может говориться между строк, передает Politic.

Это редкий случай, когда за превосходными оценками нет особых преувеличений. В какой-то мере эта статья не только открывает празднование 30-летнего юбилея независимости Казахстана, но и даёт старт новому этапу в национальной политике страны.  

Довольно показателен следующий факт: на казахском языке статья вышла 5 января, а её вариант на русском появился пять дней спустя. Это не оставляет вариантов ответа на вопрос о том, кому она в первую очередь была адресована. Очевидно, что целевой аудиторией были казахскоязычные граждане. 

Далее президент обозначает цели четвертого десятилетия – построение сильного государства и конкурентоспособной нации. В качестве базовых условий их достижения названы реформы в политической и экономической сферах, модернизация общественного сознания и – внимание – формирование качественно новой национальной идентичности, адаптированной к вызовам времени.

Важность этой задачи, по мнению президента, обусловлена необходимостью сохранить культурно-идентификационный стержень в эпоху глобализации.

Срыв покровов с белых пятен прошлого

Сохранить казахский "идентификационный код" предлагается через изучение истории страны молодыми людьми. Важный момент – выбор и методологическая интерпретация исторических событий будет существенно отличаться от того, что изучали в советское время в рамках единой страны. "Каждый народ должен сам писать свою историю, не поддаваясь влиянию чуждой идеологии. История, написанная с позиций национальных интересов, способствует пробуждению национального самосознания" – заявил К.-Ж. Токаев. 

Базой для новой истории станут результаты программы "Мәдени мұра" ("Культурное наследие"), проводимой с 2004 года. Имплементировать исторические события в сознание молодежи предполагается через кино, книги, учебную литературу. Список фактов, которые станут «якорными» для создания новой истории обозначен «широкими мазками» – эпоха Золотой Орды, деятельность политического движения «Алаш», периоды голода 1921-22 и 1932-33 гг., создание и функционирование Семипалатинского испытательного ядерного полигона, декабрьские события 1986 г.  

Очевидно, что взгляд на причины, ход и последствия указанных событий будет не просто новым. Он будет существенно отличаться от взгляда соседей Казахстана на эти проблемы. Учитывая, что он, взгляд, ляжет в основу новой идеологии страны, а также ревностное отношение России к указанным выше вопросам и её подавляющие информационные ресурсы, увеличивается вероятность роста непонимания в гуманитарно-идеологической сфере двусторонних отношений.

И хотя президент К.-Ж. Токаев в своей статье неоднократно подчеркнул необходимость профессионального исторического подхода и соблюдения принципов научной объективности, можно уверенно сказать, что у "творцов" новой исторической реальности будет собственное видение, имеющее мало общего с пожеланиями главы государства. Собственно, "первая ласточка" в виде киноленты режиссёра Марины Кунаровой "Плач великой степи", посвященная периоду Ашаршылык (голод 1932-33 гг.), подтверждает это лучше тысячи слов. Развесистая клюква, рассчитанная на эмоции и снятая в стилистике "языка вражды", однозначно показывает виновных в этой трагедии – это союзный центр в лице Москвы. Логическое продолжение этой цепочки сделать несложно... Кстати, фильм номинирован на премию "Оскар".

Восток – дело тонкое

Второй смысловой блок статьи президента К.-Ж. Токаева затрагивает такие ценности, как земля, язык и единство. «Наша священная земля, унаследованная от предков, – наше главное богатство. Она не была нам «подарена» кем-либо. Наша история началась не в 1991 или 1936 годах. Наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов, саков. Другими словами, корни нашей национальной истории уходят далеко в глубь времен. Историей должны заниматься историки, а не политики», – высказался президент РК. Очевидно, что это – ответ на заявления депутатов Государственной думы РФ Вячеслава Никонова и Евгения Фёдорова, сделанные по федеральному телевидению, которое вещает и на Казахстан, и касающиеся его современной территории.

Надо отметить, что сознательно или случайно, но российские депутаты вышли на очень конфликтогенную тему. Вопросы земли, языка и цивилизационных аспектов культуры неизменно приковывают интерес казахов, вызывают споры, дискуссии и конфликты даже внутри казахского этноса. А если эту тему затрагивает не казах, то повышенное коллективное внимание к его мнению гарантировано. Восток – дело тонкое, поэтому благожелательно будут восприняты лишь комплиментарные оценки.

И хотя внутри Казахстана по этому поводу наблюдается некий плюрализм мнений, всеми сторонами приводятся соответствующие доводы и аргументы, ситуацию лучше всего описывает неполиткорректная, но популярная фраза: "Называть негра ниггером может только негр".  

И хотя сегодня из казахстанской информационной повестки эти заявления российских депутатов вытеснены, можно не сомневаться, что они заняли свое место в "копилке претензий" к северному соседу.  

В практическом плане эти заявления привели к активизации работы по изменению этнического состояния северных и восточных регионов, ужесточению государственной позиции относительно овладения казахским языком и дальнейшему заимствованию государственной идеологией умеренной националистической линии. 

Всё это несет риски политизации вопросов межэтнической сферы. Если государство не сможет жестко модерировать национальный дискурс, то это может негативно сказаться на межэтнической стабильности и национальной безопасности страны. Особенно учитывая, что существующий уровень взаимопонимания и толерантности между этносами Казахстана, доставшийся в наследство от совместного опыта сосуществования в рамках советской нации, снижается по естественным причинам. Молодежь, выросшая в принципиально иной среде, имеет другие взгляды на свое настоящее, будущее страны и отношения с соседями. 

В качестве итога следует сказать вот о чем. В целом не исключено, что долгосрочным трендом национального строительства Казахстана станет отход от гражданской идентичности в пользу национальной. Но это тот самый случай, отмечает автор в завершении, когда в собственных прогнозах хочется ошибиться.