Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Бюджетные миллиарды: вопросы к руководству «Казаэронавигации»
Республиканское предприятие может потерять миллиарды бюджетных тенге
На днях в ряде СМИ прошла информация о том, что из-за действий руководства РГП «Казаэронавигация» во взаимоотношениях с АО «Qazaq Banki» государству причинен огромный ущерб, передает Politic. 29 января 2021 года в газете Время в статье «Небесная канцелярия» генеральный директор РГП «Казаэронавигация» Азат Бектуров высказал свою точку зрения на данный вопрос и не только. Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых его доводах, поскольку ранее мы также публиковали материал по данной теме.
На оптимистической ноте Азат Бектуров говорит, что за два с половиной года 80% долга вернули и ближайшее время вопрос окончательно закроется (как мы понимаем долг АО «Qazaq Banki» перед РГП «Казаэронавигация»).
Но остались вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Азат Габбасович за время интервью не произнес ни одной цифры. Например, сколько лежало денег на текущем счете АО «Qazaq Banki»? В статье СМИ со ссылкой на определение СМЭС Алматы от 9 июля 2018 года, указано, что сумма задолженности АО «Qazaq Banki» перед РГП «Казаэронавигация» составляла Т17 578 793 447,31. Выходит, что руководство РГП «Казаэронавигация» держало на текущем счете АО «Qazaq Banki» 17,5 млрд тенге. Т.е., можно предположить, что фактически все денежные средства предприятия находились в АО «Qazaq Banki».
Далее в статье СМИ со ссылкой на финансовую отчетность РГП «Казаэронавигация» за 2019 год указано, что «по состоянию на 31 декабря 2019 года, начисленный резерв по ожидаемые кредитные убытки по задолженности АО «Qazaq Banki» составил Т3 755 768 тыс. Также, согласно мировому соглашению, 25 августа 2018 года было заключено соглашение об уступке права требования между Предприятием, АО «Qazaq Banki» и ТОО «Коллекторское агентство «Служба взыскания долгов». Согласно данному соглашению предприятие передает право требования Коллекторскому агентству, задолженности в размере Т9 302 434 тыс. В течение года, закончившегося 31 декабря 2018 года, предприятие получило Т2 377 132 тыс. от Коллекторского агентства. По состоянию на 31 декабря 2019 и 2018 годов, задолженность от Коллекторского агентства составляет Т6 925 302 тыс. По состоянию на 31 декабря 2019 года предприятие начислило резерв по сомнительной задолженности по Коллекторскому агентству в размере Т6 925 302 тыс.».
То есть выходит, что само АО «Qazaq Banki» осталось еще должно 3,7 млрд тенге, Коллекторское агентство еще порядка 7 млрд тенге, итого в общей сложности 10,7 млрд тенге. Если исходить из данных официальных документов, то выходит, что из общей задолженности 17,5 млрд тенге на 31 декабря 2019 года осталась задолженность в размере 10,7 млрд тенге, что никак не может быть 80% возвращенного долга, о чем говорит Азат Бектуров.
Далее Азат Габбасович сказал буквально следующее: «По оставшейся сумме решается вопрос о погашении его путем передачи нам авиационного объекта недвижимости, генерирующего постоянный доход». Мы конечно не знаем, о каком объекте недвижимости говорит Азат Габбасович, но надеемся, что это не гостиница, которая обременена притязаниями третьих лиц. Интересно, что за гостиница, которая может стоить порядка 7 млрд тенге (если взять только задолженность Коллекторского агентства). Но осталось немного потерпеть, и мы обязательно поинтересуемся стоимостью «авиационного объекта недвижимости, генерирующего постоянный доход».
Азат Габбасович скромно умолчал о набежавшей пени Коллекторского агентства, которая указана в статье СМИ в порядке 3,64 млрд тенге и каким образом РГП «Казаэронавигация» собирается решить вопрос по данной пени. Мы надеемся не способом его списания.
Еще один момент, который вызывает вопросы и требуется ответа Азата Бектурова.
Касательно денег в АО «Qazaq Banki» Азат Габбасович ответил буквально следующее: «Давайте будем точными в формулировках: мы не размещали депозит в этом банке, у предприятия был там текущий счет, как и в других банках. Да, мы действительно использовали этот счет как основной, и к моменту отзыва лицензии банка там скопилась крупная сумма. При этом ничто не предвещало такого развития событий - международный рейтинг банка, по оценке Standard&Poor`s, был стабильным».
Тогда как можно логично объяснить действия по размещению средств в размере 9,2 млрд тенге в АО «Capital Bank» (мы вкратце прочитали Аудиторский отчет ТОО «Эрнст энд Янг» по финансовой отчетности РГП «Казаэронавигация» за 2019 год). Согласно данному Аудиторскому отчету (стр. 45) в АО «Capital Bank» находятся денежные средства РГП «Казаэронавигация» в сумме 9 163 676 тыс. тенге, при этом рейтинг данного банка, согласно Аудиторского отчета на 31.12.2018 года «В-/негативный», а на 31.12.2019 года вообще «Без рейтинга».
Т.е. получается, что Азат Габбасович противоречит своим словам, а иначе как можно понять данные действия. А ведь 9,2 млрд тенге – это огромная сумма государственных средств.
Если вдруг что-нибудь случится, к примеру, с АО «Capital Bank», не исключено, что в руководстве «Казаэронавигации» снова будут говорить: «ничто не предвещало такого развития событий». И снова будут выдумываться различные схемы с непонятными коллекторскими агентствами за государственный счет?
Далее Азат Габбасович в статье газеты Время подробно остановился на вопросах приватизации квартир сотрудниками предприятия и буквально сказал следующее: «Мы трезво оцениваем экономическую ситуацию. В том случае, если квартира уходит под приватизацию, у нас возникает необходимость приобретения нового жилья, что предполагает крупные расходы. В Нур-Султане и Алматы недвижимость самая дорогая по стране, мы не можем себе позволить каждый год тратить десятки, а может даже сотни миллионов тенге на восполнение служебного жилфонда».
Ранее в КазТАГ были опубликованы статьи, касающиеся приватизации квартир:
Работники «Казаэронавигации» обратились в прокуратуру и администрацию Токаева после угроз
Глава «Казаэронавигации» распространяет ложную информацию – юрист
При этом одним из вопросов, которые ставили работники РГП «Казаэронавигация» и их представитель, это вопрос о правомерности и целесообразности приобретении «РГП Казаэронавигация» квартир в ЖК «Саранда Премиум».
В конце 2019 года, согласно вышеупомянутым материалам, «РГП Казаэронавигация» приобрело в ЖК «Саранда Премиум» 40 квартир на сумму 2,35 млрд тенге, из них 6 однокомнатных квартир площадью от 72 до 76 кв. м., 21 двухкомнатных квартир площадью от 80 до 117 кв.м., 13 трехкомнатных квартир площадью от 120 до 160 кв. м.
Стоимость 1 квадратного метра жилья в ЖК «Саранда Премиум» в среднем составила 550 тыс. тенге. Средняя стоимость жилья в г. Нур-Султан на конец 2019 года составляла ориентировочно 330 тыс. тенге за кв. м.
Т.е. получается, что Азат Габбасович с одной стороны говорит, что «не можем себе позволить каждый год тратить десятки, а может даже сотни миллионов тенге на восполнение служебного жилфонда», а с другой стороны, судя по данным СМИ, предприятие покупает квартиры на миллиарды тенге, с огромными площадями и очень дорогой ценой за один квадратный метр.
Ведь вместо 40 квартир за эти деньги можно было купить, допустим, 100 квартир с меньшими площадями комфорт либо бизнес класса, которые были бы достаточно хорошими для проживания. Тогда было бы обеспечено большее количество людей и не нужно было бы приобретать дополнительное жилище. И зачем закупать служебные жилища таких огромных площадей и для кого?
Но Азат Габбасович проигнорировал данный вопрос.
В конце статьи Азат Габбасович добавил следующее: «Я думаю, все дело в том, что у нас не так много журналистов, подходящих к освещению любого вопроса беспристрастно. Вы сами видите, я открыт к общению, готов комментировать материалы, посвященные предприятию, но с условием, чтобы мои слова не искажали и не переиначивали».
Мы не искажали и не переиначивали ваши слова. А буквально их цитировали, но возникло множество вопросов, вами не освещенных, на которые нашим читателям хотелось бы получить ответы. Просим Вас прокомментировать данные вопросы.