Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Журналист рассказал о предвзятости верховного судьи Асанова в деле на 34 млрд тенге
Каков интерес у господина Асанова в споре госфонда и частника, рассказал отечественный журналист
Государственный фонд проиграл спор на 34 млрд тенге частнику после вмешательства председателя Верховного суда Жакипа Асанова. Об этом сообщил журналист Михаил Козачков, передает Politic.
"Жакип Кажманович изучает ходатайства, поступившие на его имя, и некоторые из них удовлетворяет. К нему приходят жалобы тех, кто недоволен уже вступившими в силу решениями судов и способен лично все исправить. В руках одного человека - судьбы тысяч людей и десятков миллиардов тенге. Он в одиночку может прийти к выводу, что судьи трех инстанций были не правы и передать дело на новое рассмотрение. Впервые этой темой я заинтересовался осенью прошлого года, когда писал о двух карагандинских прокурорах, уволенных с работы. Они пытались восстановиться с помощью Фемиды, но нашли понимание только в Верховном суде - их вернула на службу коллегия под председательством Мейрамбека Таймерденова", - пишет Козачков в Facebook.
Журналист уточняет, что позже на свет появилось ходатайство Кайрата Жакипбаева, начальника уволенных прокуроров.
"Он попросил Жакипа Асанова внести личное представление на решение Верховного суда, и председатель согласился с его доводами. При этом за кадром остались два важных момента - во-первых, Жакипбаев к тому моменту занял высокую должность в администрации президента, а во-вторых, Жакипбаев и Асанов оказались однокурсниками по юрфаку КазГУ. В итоге Жакип Кажманович внес представление на так называемую "Семерку" - дело рассмотрели аж семеро судей. И они единогласно согласились с доводами шефа, что прокуроров восстанавливать категорически нельзя", - поясняет журналист.
По словам Козачкова, именно это стало причиной его повышенного интереса к деятельности Асанова.
"На брифинге Верховного суда было объявлено, что всего за год Асанов написал более 40 представлений, а "Семерка" собиралась, если не изменяет память, девять раз. Я обратился в аппарат ВС с запросом, чтобы уточнить, о каких именно спорах идет речь. Мне в предоставлении этой информации отказали. Ну тогда пришлось покопаться в базе и поискать все самому. Кое-что я нашел. Понимаю, что далеко не все, но даже собранного материала достаточно, чтобы выпустить целый сериал. Думаю, что в первом сезоне может быть 10 серий по 10 представлениям, а дальше посмотрим", - утверждает Козачков.
Свой сериал он назвал "Время собирать камни правосудия". В главных ролях - председатель Верховного суда Жакип Асанов и олигарх из списка "Форбс".
"Ровно 15 лет назад, в январе 2006-го, уже отошедший в иной мир "Казкоммерцбанк" открыл ТОО "Меркур Град" кредитную линию на $50 млн. Кстати, в Алматы есть одноименный жилой комплекс, так что вполне возможно, что деньги ушли на его строительство. Получив кредит, фирма подписала еще пару соглашений с банком, а потом ушла на просрочку. История банальная - долларовые кредиты из-за бесконечных девальваций обрушили тысячи предприятий. В итоге в один прекрасный день ТОО "Меркур Град" было признано банкротом. В компании появился управляющий, чья задача - расставить кредиторов в очередь, чтобы отдать им хоть что-то", - рассказывает журналист.
Он сообщает, сто займ "Казкоммерцбанка" на тот момент "уже перекочевал в государственный фонд проблемный кредитов, выкупавших на выделенные правительством деньги вот такие мусорные обязательства в целях оздоровления банковской системы".
"В 2018 году ФПК направил банкротному управляющему требование о включении фонда в реестр кредитов. В общей сложности, ТОО "Меркур Град" задолжало фонду 82 с лишним миллиона долларов и свыше Т4 млрд. По курсу 2018 года эта сумма составила Т34,5 млрд. Но банкротный управляющий Абдрахманов Т.А. наотрез отказал ФПК, опираясь на то, что Фонд еще в 2013 году был включен в реестр кредиторов, правда, с более скромной суммой в 740 миллионов тенге. А еще "Меркур Град" по решению суда должен был отдать банку 10 миллионов долларов. Ну и в целом все эти разбирательства вокруг долга уже были вдоль и поперек изучены судами", - говорится в посте.
Отмечается, что ФПК обратился в суд, настаивая включить долг в 34 млрд в реестр требований.
"В 2019 году Алматинские служители Фемиды признали, что банкротный управляющий Абдрахманов должен вписать долг перед фондом в свой журнальчик. Но Абдрахманов Т.С. тоже не сдавался. Он написал ходатайство на имя Асанова и случилось чудо - председатель Верховного суда нашел его обращение среди тысяч таких же писем и обратил свое драгоценное внимание на спор стоимостью 34 млрд. Напоминаю: эти деньги, по решению нижестоящих судов, частная компания обязана была выплатить государству в лице ФПК. Но Жакип Кажманович вчитался в бумаги на 34 млрд и понял - что-то тут не так. Поэтому он внес личное представление на рассмотрение тройки судей Верховного суда - Баймаханова, Максюты и Кайыпжана. Запомните эти фамилии, в нашем сериале у них постоянные роли второго плана. Именно им предстояло решить, имеет ли право государственная структура на взыскание 34 млрд у обанкротившейся ТОО-шки. И тут случилось нечто непредвиденное. На заседание суда в ноябре 2020 года, проходившее в режиме онлайн, явился банкротный управляющий ТОО "Меркур Град", но не Абдрахманов, а некий Парпиев Р.М. Он объяснил, что Абдрахманова уже уволили, после чего попросил… не рассматривать ходатайство Абдрахманова! То есть новый банкротный управляющий «Меркур Града» счел, что Фонд проблемных кредитов имеет полное право требовать свои 34 млрд", - пишет Козачков.
Тогда журналист посмотрел, как поступают в четвертой инстанции, если председатель вносит туда чье-то ходатайство, а потом поступает новое, с просьбой его не рассматривать. Нашел два примера - по иску некоего Квитко к некой Мифтаховой о взыскании долга, и по иску «Нефтяной страховой компании» к КТЖ. В обоих случаях истцы подавали ходатайства на имя Асанова, он вносил личное представление, а потом они же просили иск не рассматривать, после чего представление возвращали без рассмотрения.
"Но в случае с ТОО "Меркур Град" этот номер не прошел. Тройка Баймаханов, Максюта и Кайыпжан решили, что мнение действующего банкротного управляющего менее весомо, чем мнение уволенного банкротного управляющего. Сопротивляться бесполезно, мы все равно сделаем вас счастливыми! Судьи вынесли новое постановление, полностью совпавшее с позицией председателя Верховного суда. Решение об удовлетворении жалобы Фонда проблемных кредитов отменили, требования на Т34 млрд окончательно выбросили из реестра. Все, эти деньги "Меркур Град" больше государству не должен. Вы знаете, кого благодарить. Остается добавить, что уважаемое издание Forbes считает, что ТОО "Меркур Град" связано с одним из богатейших людей страны Есенали Байменовым", - резюмирует автор.