Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
В "земельном вопросе" начинаются страшные перегибы - казахстанский экономист
Члены Земельной комиссии, чиновники и аграрии зашли во вполне предсказуемый тупик в выборе экономических моделей для этой отрасли
Неожиданно вставший ребром вопрос о готовящемся возвращении Казахстана от либеральной капиталистической модели, опирающейся на частную собственность с предпринимательской инициативой и испытанную 30-ю годами независимого существования страны, к "граблям" командно-административной экономики, в которой доминирует государственная собственность и централизованное распределение ресурсов, судя по всему, застал врасплох как отечественный бизнес, так и экспертов-экономистов.
Прозвучавшая на заседании Земельной комиссии, которая работает сегодня в Нур-Султане, ошеломляющая инициатива отказаться от частной собственности на сельхозугодья и запретить ее даже для граждан Республики Казахстан, вернув все сельхозземли как в худшие с экономической точки зрения советские застойные годы в государственную собственность, заставляет задуматься о многом.
Подробнее об этом порассуждал казахстанский экономист Тулеген Аскаров, передает Politic со ссылкой на "Ведомости Казахстана".
"Конечно, смена высшего политического руководства страны, произошедшая два года тому назад, предполагала, что в стратегию ее экономического развития могут быть внесены существенные корректировки. Ожидания этих перемен подогревались в последнее время еще и возникшими проблемами национальной экономики под давлением пандемии коронавируса, снизившихся нефтяных цен, усугубляющимся дефицитом в торговле Казахстана с ключевыми партнерами по ЕАЭС – Россией и Беларусью и другими трудностями", - отметил эксперт.
Однако, подчеркивает экономист, в первом Послании действующего главы государства, оглашенном в начале сентября 2019 года, говорилось лишь о том, что необходимо реализовать ряд структурных задач в рамках предложенной Елбасы – первым президентом Казахстана долгосрочной стратегии развития до 2050 года и Плана нации. Тогда же была сделана оговорка, что для придания нового импульса экономике президентской администрации и правительству следует детально изучить все предложения отечественных и зарубежных экспертов.
Также Аскаров напомнил, что в том же дебютном послании были сформулированы основные принципы и цели земельной политики государства в аграрном секторе. Четко было заявлено, что земля в Казахстане не будет продаваться иностранцам, но при этом необходимо обеспечить эффективное ее использование. Для этого правительству поручалось достичь конкретных результатов в переговорах с иностранными инвесторами по привлечению их в наше сельское хозяйство.
Президент также потребовал разобраться с целым слоем так называемых "латифундистов", получивших бесплатно от государства право аренды на землю и держащих ее впрок, не работая на ней. Поэтому прозвучало поручение разобраться с этими "собаками на сене" и приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
"Одновременно прозвучала мысль о том, что "земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает", поэтому правительству с парламентом было предложено разработать соответствующие механизмы. В Послании также говорилось о том, что без решения этого вопроса уже невозможно качественное развитие отечественного АПК, а увеличение производства мяса упирается не столько в проблему маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеров земли для выращивания кормовых культур", - добавил Аскаров.
По словам специалиста, все эти поручения и предложения выглядели вполне логично, не вызвав ответной негативной реакции как бизнеса, так и экспертов. Ведь в результате непродуманных действий, например, тех же бывших владельцев крупных агропромышленных холдингов развитие этой отрасли фактически зашло в тупик.
"Ушли в небытие "Иволга-Холдинг", корпорация "Цесна" с ее "Цеснабанком", "Алиби" и другие, на прилавках отечественных супермаркетов так и не появились обещанные отечественные стейки "Ангус" и других зарубежных пород, представителей которых доставляли в нашу страну самолетами, зато обычная говядина казахстанского производства резко поднялась в цене. Правда, осталось непонятным, как все же государство сможет реально раздать землю тем, кто на ней работает, ибо такой лозунг был весьма созвучен большевистскому тезису "Землю – крестьянам!", - отметил экономист.
Кроме того, опасения отечественного бизнеса, по словам Аскарова, можно легко понять. Ведь все идет к тому, что искоренением частной собственности только на землю пыл новоявленных реформаторов не ограничится.
"Вслед за экспроприацией земли наверняка последуют идеи перевести в госсобственность другие средства производства, а потом наверняка и жилье, даже при том, что в Конституции прямо указывается – "В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность".
К чему приведет такая политика, всем известно. Давайте вспомним, что и в СССР земля была в государственной собственности, однако это привело к отсутствию продуктов в магазинах и закупках продовольствия за рубежом", - считает экономист.
Говоря о негативных последствиях отсутствия частной собственности на землю, эксперт предложил вспомнить и соседний Узбекистан, где функционирует в итоге "черный" земельный рынок, позволяющий чиновникам обогащаться на сдаче ее в аренду.
"Нужно отметить, что создание правового хаоса вокруг земли на руку тем, кто препятствует справедливой рыночной оценке земельных угодий с учетом их бонитировки и экономического плодородия для вовлечения в полноценный рыночный оборот", - подметил Аскаров.
Как видно, в итоге, похоже, и члены Земельной комиссии, и чиновники, ответственные за разработку нового национального плана развития АПК, да и сами аграрии зашли во вполне предсказуемый тупик в выборе экономических моделей для этой отрасли, убежден отечественный специалист.
"Их можно понять – за 30 лет независимого существования Казахстана все уже не раз обожглись, пробуя разные подходы и модели, так что осталось лишь вернуться к советской модели исключительной госсобственности на землю сельхозназначения. К чему это приведет в казахстанских реалиях, весьма отличающихся от развитых стран, гадать не приходится, ибо все худшее в виде пустых полок магазинов и товарного дефицита мы уже проходили в СССР. Тогдашние рыночные реформы, инициированные главой советского правительства Алексеем Косыгиным, которые ему не дали провести в полном объеме, как раз и могли привести к появлению частной собственности на землю", - добавил эксперт.
Но потом, отметил экономист, они были воплощены сполна в Китае благодаря последовательно проводившейся политике реформ и открытости, где решительно отказались от неэффективных коммун и бригад – на смену им пришла система семейных подрядов в сельском хозяйстве, опирающаяся на коллективную собственность на землю.
"Китайским крестьянам вернули "три малые свободы" – участки земли в личном пользовании, разрешение заниматься подсобным домашним промыслом и рыночной торговлей. После этого с дефицитом продовольствия в Поднебесной было быстро покончено, а его аграрный сектор перешел на полноценные рыночные отношения и спокойно кормит сегодня огромное население соседней страны, чего пока, увы, никак не удается казахстанским аграриям при относительно небольшом количестве соотечественников", - резюмировал Тулеген Аскаров.