Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Эрдоган, Трамп, Зеленский, Пашинян: политики, отстаивающие честь в суде
Политические активисты, СМИ и блогеры распространяли про них клеветническую информацию
В Казахстане, пожалуй, впервые создается ситуация, когда политик высокого ранга отстаивает свою честь и репутацию в суде. Накануне первый заместитель председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек заявил, что подаст иск против активиста Жанболата Мамая за клевету и бездоказательные обвинения. Если в нашей стране такое происходит впервые, то в мире подобных прецедентов достаточно, когда с различными блогерами, активистами и СМИ судятся не только мэры или чиновники среднего звена, а премьер-министры и даже президенты. Подробнее об этих разбирательствах в материале Politic.
Для европейских и западных чиновников защита чести и репутации в зале суда стала, похоже, нормой, в случаях с оскорблениями и клеветой. В западных странах даже госслужащие среднего звена активно защищают свои интересы. К примеру, в 2018 году Глава МВД Италии Маттео Сальвини подал иск в суд на известного в стране писателя Роберто Савиано. Как оказалось, поводом для судебных разбирательств стали обычные твиты. Писатель на своей странице в Twitter назвал министра внутренних дел руководителем итальянской мафии и грубо раскритиковал проводимую им миграционную политику. Он также спросил Сальвини, счастлив ли он, когда видит фотографии погибших детей, которые пытаются нелегально перебраться в Европу.
«Я готов к любой критике, но не позволю никому говорить, что я помогаю мафии... или что я счастлив, если умирает ребенок», – ответил на обвинения министр внутренних дел Маттео Сальвини и подал на писателя в суд.
Канадский политик, бывший член Парламента, лидер Народной партии Максим Бернье тоже подавал в суд – на политического эксперта за клевету. Бернье утверждал, что Уоррен Кинселла неоднократно писал о нем в социальных сетях и заклеймил его как расиста. В своем исковом заявлении политик пояснял, что эти описания повредили его репутации и вызвали публичный скандал и позор. В суде Бернье добивался признания клеветы и возмещения морального ущерба в размере 325 тысяч долларов.
Защищаться в суде пришлось и Шайану Мохаммади, члену Центрального комитета Демократической партии США. Он подал в суд на газету San Jose Inside, которая опорочила его репутацию. Издание опубликовало историю анонимной женщины, которая рассказала, что политик опубликовал ее топлес-фотографию в соцсетях после расставания.
Мэр бельгийской коммуны Моленбека Франсуа Шепманс тоже судилась с журналистами. Франсуа Шепманс возмутили слова журналистки, которая назвала Брюссель «европейской столицей джихадизма».
За свою репутацию боролся в 2019 году и министр здравоохранения Азербайджана Огтай Ширалиев. Он подал в суд на журналиста-фрилансера Теймура Керимова за заявления о том, что «в здравоохранении не хватает лекарств», «медработники берут взятки». Чиновник также опроверг его заявления о том, что он злоупотребляет алкоголем, обрекает врачей на попрошайничество, стравливает медперсонал друг с другом из-за денег. Все это министр назвал клеветой и потребовал привлечь журналиста к ответственности за оскорбления и клевету.
Со слухами, домыслами и откровенным издевательством приходится бороться и чиновникам высокого ранга. В такую ситуацию в 2016 году попал экс-президент Алжира Абдельазиз Бутефлика. Он подал в суд на французскую газету Le Monde. Поводом послужила публикация его фотографии в качестве иллюстрации к статье об уклонении различных лиц от уплаты налогов и создании офшорных банковских счетов. Его адвокаты тогда потребовали выплаты 10 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба. Но судебного решения не было – дело закончилось мирно. Издание публично принесло ему извинения и Бутефлика отозвал свой иск.
Один из самых, так сказать, свежих похожих примеров – из Армении. В марте этого года премьер-министр Армении Никол Пашинян подал в суд иск на руководителя оппозиционной партии «Еркир Цирани» Заруи Постанджян.
Поводом для подачи иска послужили слова активистки. Постанджян заявила, что Пашинян с 2008 года мечтал сдать территории Карабаха Азербайджана. В одном из интервью она также заявила, что «Никол Пашинян и его жена получили деньги за сдачу земель, они являются агентами».
Премьер-министр Пашинян подал на нее в суд за эти заявления с просьбой обязать Постанджян публично опровергнуть эти заявления, а также конфисковать в его пользу 2 млн драмов ($3800) в качестве компенсации за клевету. 31 марта Суд общей юрисдикции города Еревана принял к производству иск премьер-министра.
Президент Украины Владимир Зеленский тоже имеет опыт в судебных разбирательствах. Правда, ему пришлось столкнуться с радикально настроенными блогерами, волонтерами и художниками. В июне прошлого года он подал в суд на художника Сергея Пояркова за клевету и угрозы. Как оказалось, Поярков в телевизионном эфире полчаса оскорблял Зеленского, называл «зеленым чмом» и «криворожским ссыкунчиком», рассказывал, как Зеленского «порвут на куски», предлагал сечь Зеленского, как прислугу на конюшне, а также пугал его отца недовольными патриотами.
Сейчас по этому делу идет суд. Пояркову вменяют статью уголовного кодекса – угроза причинения вреда здоровью президента в связи с его государственной деятельностью. Наказание по этой статье, надо сказать, предусматривает до 5 лет лишения свободы.
В подобной ситуации оказался и ныне экс-президент США Дональд Трамп. В прошлом году он подал в суд на несколько известных американских СМИ, обвинив их в клевете. Это издания The New York Times, The Washington Post и телеканал CNN.
Поводом для иска стали распространенные ими сведения о сговоре избирательной кампании Трампа с Россией. Представители Трампа утверждали, что газеты и телеканал распространяли «фальшивые и клеветнические» заявления о «приглашении России» помочь в избирательной кампании президента США.
«Наша кампания понесла ущерб, исчисляемый миллионами долларов, конкретную сумму предстоит определить суду», – говорили представители Трампа.
Таким образом, Трамп впервые перевел твиттерные «разборки» в юридическую плоскость. Ранее в своих соцсетях он открыто обвинял журналистов в распространении фейковых новостей, но до судебных заседаний дело не доходило. Но следует отметить, что к «фейк ньюс» ему не привыкать – они сопровождали его со дня вступления в должность президента.
Судебный кейс есть и у президента Турции. В октябре прошлого года Реджеп Тайип Эрдоган подал в суд на французский сатирический журнал Charlie Hebdo за оскорбительную карикатуру с его изображением.
Издание на фоне ухудшения отношений Турции и Франции опубликовало карикатуру на Эрдогана, изобразив его полуголым с прохладительным напитком в руке и пристающим к служанке. Подпись к рисунку гласила: «Эрдоган в частной жизни очень игрив».
В иске Эрдогана указано, что обнародованная карикатура не соответствует моральным и этическим принципам журналистики, понятию «свобода слова», а также нарушает честь и достоинство президента Турции.
21 марта 2021 года прокуратура Анкары потребовала приговорить к тюремному заключению сроком от 1 года до 4 лет четырех сотрудников журнала. Согласно их обвинительному заключению, четыре сотрудника Charlie Hebdo, в том числе главный редактор журнала Жерар Бьяр, признаны виновными в оскорблении Эрдогана. По версии следствия, именно они несут ответственность за публикацию карикатуры на турецкого лидера, которая является «грубой, непристойной, оскорбительной и унизительной». Турецкие власти направили запросы в правоохранительные органы для получения показаний обвиняемых.