На выход: 5 причин, почему Аскар Мамин обязан уйти в отставку

22.07.2021, 04:23

Компромиссный для верхов, и остающийся загадочным для низов – Мамину все же придется паковать чемоданы. С заявленной ролью кризис-менеджера он не справился

Этот чиновник – феномен казахстанской меритократии. Вдумайтесь: путь от простого монтажника до замакима столицы у него занял каких-то 8-9 лет! Воистину головокружительная карьера!

Но обо всем по порядку. Выпускник Целиноградского инженерно-строительного института (1987) по неведомой причине пошел работать в… УВД. Какие посты он там занимал загадка – официальная хроника об этом умалчивает. Спустя всего три года в органах (1988-1991) наш герой очутился в кресле замдиректора Союза инновационных предприятий Казахстана (1991-1993), а после встал у руля СП «Интер-Ишим» (1993-1996). Именно оттуда не имевший никакого опыта работы в госорганах Аскар Мамин был назначен сразу же первым заместителем акима Акмолы (Астана - 1996-2000). Судя по официальному досье, управленцем в акимат он пошел за год до обретения городом статуса столицы. В условиях Казахстана в такие совпадения верится с трудом…

Итак, Politic собрал топ-5 причин, почему Аскар Мамин обязан уйти в отставку. Представленная ниже позиция является субъективным взглядом автора.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА

Пост премьера Мамин занимает с февраля 2019 года. На эту должность он назначался ни много ни мало в качестве кризис-менеджера. 

«Новому премьер-министру Аскару Мамину предстоит одновременно как принять на себя роль антикризисного менеджера, так и изменить парадигму работы правительства с формально-отчетной на результативную. Причем результаты должны измеряться не столько в количественных, сколько в качественных характеристиках», - комментировал тогда политолог Талгат Калиев.

На чем основывались ожидания элит не совсем понятно, ведь к тому моменту Мамин успел поруководить нацкомпанией «Казахстан темир жолы». Чего же добилось КТЖ за эти 12 лет его правления? Судя по сообщениям СМИ, внешний долг железнодорожного оператора составляет 1,9 триллиона тенге (около 4,5 миллиона долларов). При этом нацкомпания погрязла во внешних займах. В то же время, казалось бы, страна обладает неплохим транзитным потенциалом – достаточно объединять Европу и Китай… Но и без этого обширная территория, отсутствие качественной автодорожной сети и прямого выхода к морю предавали особый статус железным дорогам. Но нет, долги компании росли едва ли не ежегодно. 

Далее чуть ли не бесконечная история с обновлением изношенного и устаревшего парка. Вспомните, сначала КТЖ договорился с россиянами – был подписан контракт на 23 млн евро, согласно которому «Трансмашхолдинг» приобретал 99% «Тулпар-Тальго». Также в договоре значилась поставка в 2018-2026 годах 1,2 тыс. вагонов для АО «Пассажирские перевозки». В итоге контракт был аннулирован, а КТЖ объявил новый конкурс по выбору стратегического партнера в организации производства пассажирских вагонов.

При этом только по официальным данным, на конец прошлого года у «Пассажирских перевозок» было 2 240 вагонов. 670 из них были вагонами «Тальго», 1 163 были стандартными вагонами старой постройки и только 291 единица новой постройки.

Теперь о несостоявшемся IPO все той же нацкомпании. Впервые о выводе акций КТЖ на биржу заговорили в рамках «Народного IPO» еще в 2011-2012 гг. Само размещение планировалось в 2014 году. Причем, сам Аскар Мамин тогда говорил, что «показатели работы национального железнодорожного перевозчика свидетельствуют о готовности нацкомпании «Қазақстан темір жолы» к выходу на «народное IPO» и способности вызвать большой интерес у казахстанцев».

Готовность по итогу оказалась «слегка» преувеличенной. IPO же было отодвинуто в долгий ящик – до «финансового оздоровления» нацкомпании.

ПАНДЕМИЯ И ДЖУТ

Стоит ли напоминать, как страна переживала первую волну коронавируса? До сих пор люди с дрожью вспоминают острейшую нехватку лекарств, мест в больницах, эквилибристику со статистикой и выживание миллионов казахстанцев на госпособие в злосчастные 42 500.

А в чем нас убеждали еще в феврале 2020 года? Конечно же в полной готовности госаппарата к надвигающемуся кризису.

Кстати, о кризисе. Та же привычка занимать проявилась и здесь. По сообщениям СМИ, в прошлом году Казахстан привлек внешний суверенный заём на сумму свыше 1,5 миллиарда евро, или 1,9 миллиарда долларов, у Азиатского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Экономисты утверждают, что таким образом правительство впервые заняло деньги на покрытие дефицита бюджета, - ранее кредиты направлялись на инфраструктурные проекты. Путь наименьшего сопротивления – жить в долг либо залезть в Нацфонд.

Теперь о джуте. Первые публикации фермеров о массовой гибели скота начали появляться еще в мае. Это был настоящий крик о помощи.

Что же правительство? Реакция последовала лишь… 21 июля, то есть спустя около 2 месяцев! Аскар Мамин наконец «поручил оказать помощь фермерским хозяйствам, пострадавшим от засухи в Мангистауской области».

С чем связана подобная нерасторопность?

ДИАЛОГ

Во времена официально объявленного «слышащего государства» несколько парадоксально видеть на посту премьера человека, который в публичном поле высказывается крайне и крайне редко. Нет того разбора полетов (пусть и опереточного), что были при некоторых предшественниках Мамина, нет хлестких высказываний во время рабочих визитов в тот или иной регион. Информационное поле будто стерильно.

Разве что дежурные поздравления по случаю государственных праздников остались неизменными.

Он не критикует и не хвалит. Словно пытается оставаться эдаким серым кардиналом. Но должность премьера все же никак не вяжется с подобной позицией – она предполагает некоторую публичность.

«Он (Мамин) человек, который не встречается с людьми напрямую. Мы только видим, как он проводит онлайн-заседания правительства. Но он больше похож на модератора, а не на премьер-министра. Он не дает оценки работе правительства, не высказывает мнения», - говорила экс-сенатор Зауреш Батталова в интервью «Радио Азаттык».

КОНФОРМИЗМ

В продолжение предыдущей мысли. Быть удобным для всех (групп влияния), оставаться компромиссной фигурой – вот, пожалуй, главное его умение. Не зря отмечалось, что Мамин одинаково вхож и в Библиотеку, и в Акорду. Свой пост, напомним, он занял еще при первом президенте, успешно сохранил его при Токаеве и возглавляет кабмин вот уже 2,5 года.

При этом ощущение «транзитного пассажира» не покидает. Будто Мамина согласовали на время – пережить переходный период, отягощённый к тому же непредвиденными обстоятельствами в виде последствий пандемии.

«Дружить со всеми значит не дружить ни с кем», - гласит народная мудрость. Именно желание угодить всем заинтересованным, думается, и сковывает публичность и решительность. А должность премьера все же обязывает задавать курс, а не пытаться маневрировать между элитами.

РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ

Богатство, безусловно, не порок, тем более – не запрещено иметь богатых родственников. Главное – суметь отчитаться в декларации.

По данным internetelite.org, брат премьера Марат Мамин является преуспевающим бизнесменом. Владеет активами в Чехии, во Флориде. В частности, речь идет о квартирах с видом на лагуну. Одна из них (поменьше) была продана примерно за $500 тысяч. Вторая, с тремя спальнями и тремя санузлами площадью 278 м² была куплена примерно за $1 млн, а сейчас оценивается риэлтерами почти в $2 млн. Есть и «домашний» актив - торговый центр «Евразия» в столице.

«Не отстает и сын Аскара Мамина, Данияр Узакбай. Он тоже недавно стал бизнесменом: в августе прошлого года (2019) основал компанию в Швейцарии в кантоне Женева. Его партнером стал бывший сотрудник посольства Казахстана в этой стране Эльдар Ахметов», - говорится в материале.

Ранее Politic представил топ-5 причин, почему должен уйти в отставку аким Алматы Бакытжан Сагинтаев.