Срочная новость Изъятые банком Аблязова земли вернули кордайцам

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

У кого и за сколько покупает «Самрук-Казына»?

Эти вопросы адресуются главе фонда и министру финансов

У кого и за сколько покупает «Самрук-Казына»?

В Сети появилась петиция с требованием обеспечить прозрачность закупок фонда «Самрук-Казына», передает Politic.

Авторы обращают внимание на тот факт, что большой объем закупок производится «неконкурентным» способом. К данному часу петицию подписали 1000 человек.

«Открытое обращение о необходимости обеспечения публичности, доступности и машиночитаемости данных закупок "Самрук-Казына"

Несмотря на высокий уровень прозрачности сферы госзакупок в стране, отдельные направления, к сожалению, по-прежнему являются достаточно закрытыми и не подотчетными гражданам. В частности, жители Казахстана имеют ограниченную информацию о закупках квази госсектора.

11 января Президент Казахстана объявил о необходимости скорейшего реформирования госзакупок и уменьшения количества закупок неконкурентным способом. В прошлом году вышел новый Закон о регулируемых закупках, но большое количество вопросов по-прежнему решается на уровне подзаконных актов и решений самого Фонда.

Текущая ситуация: одной из основных проблем закупок "Самрук-Казына" является отсутствие доверия бизнеса и возможности участвовать на конкурентных условиях, это подтверждает большой процент закупок, осуществленных неконкурентным способом.

В этой ситуации необходимо выработать план действий который помог бы изменить подходы к проведению госзакупок, открыть информацию о госзакупках на уровне аналогичном с порталом государственных закупок. Это поможет существенно повысить доверие бизнеса и общественности.

На сегодняшний момент у бизнеса и общественности нет возможности провести анализ закупок "Самрук-Казына". Информация по отдельным закупкам “Самрук-Казына” открыта. Но нет возможности скачать данные целиком по конкретному заказчику, провести анализ и понять статистику.

Без этого нельзя понять проблемы закупочной системы "Самрук-Казына".

Что покупают? У кого? Каким способом? По какой цене? Справедливая ли это цена? Какова доля конкурентных закупок в отраслях и регионах? Кто основные поставщики? Завышаются ли цены? Лоббируются ли интересы определенных поставщиков? И есть ли необоснованное ограничение конкуренции? Вовремя ли реализуются контракты? Не теряются ли предоплаты? И еще много других вопросов без ответа.

Что предлагаем: все данные закупок "Самрук-Казына" должны быть публичными и доступными для скачивания и анализа в машиночитаемом формате. Реализовать публичный API для доступа к данным закупок на основе международного стандарта открытых данных в госзакупках Open Contracting Data Standard.

Закон "О доступе к информации" определяет, что вся информация о госзакупках должна быть открыта.

Мы считаем, что данные закупок квазигосударственных компаний должны быть открытыми, как и данные госзакупок. Причем все данные - от планирования до исполнения договора: планы, закупки, протоколы допуска и итогов, контракты, акты и платежи, а также жалобы и результаты их рассмотрения.

И не просто открытыми, а доступными в машиночитаемом виде.

Чтобы их можно было скачать все целиком за несколько лет. Загрузить в Excel или аналитическую систему и проанализировать. Это общемировая практика — по данным Open Contracting уже 40 стран открывают свои закупки в таком виде, пригодном для анализа и исследований. В том числе и страны нашего региона. Кыргызстан уже публикует, Таджикистан и Узбекистан работает над внедрением стандарта.

Гражданское общество выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что в рамках плана действий по реформированию закупок “Самрук Казына” отсутсвуют пункты нацеленные на повышения прозрачности.

Мы призываем Министерство финансов и руководство "Самрук-Казына" включить в план действий по реформированию “Самрук Казына” следующие пункты:

Обеспечить прозрачность закупочного цикла от планирования до выполнения контрактов не только с публикацией информации и документов, но также и структурированных открытых данных в соответствии с всемирно признанным стандартом OCDS.

Обеспечить контроль соблюдения требований к прозрачности и установить реальную ответственность закупающих органов за не публикацию, или частичную публикацию информации и данных на каждом этапе государственных закупок.

Важно содействовать более широкому общественному контролю за госзакупками со стороны СМИ, НПО и самих активных жителей (в том числе на сельском уровне) для обеспечения эффективных расходов. Взаимодействие закупающих и контролирующих органов с представителями общественности позволит повысить подотчетность, добросовестность и, главное, эффективность государственных закупок.

Усилить контроль за искусственным уклонением от проведения конкурентных процедур (например, путем дробления предмета закупок или надуманным обоснованием отсутствия конкуренции). Обеспечить реальную ответственность за подобные нарушения».