Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
225 невинных душ и залитый кровью Алматы
Истории тех, кто потерял своих близких в алматинских беспорядках
Январь 2022 года навсегда останется в памяти казахстанцев, как и декабрь 1986. Как и тогда, 36 назад, на алматинских улицах снова гибли люди. Те, кто просто ехал домой, кто пытался помочь, кто вышел на мирный митинг, кто за хлебом, кто в аптеку. Всего 225 человек, которые покинули этот мир из-за чьих-то политических амбиций и желания власти. А сколько бы эти погибшие люди могли еще сделать для страны. В этом материале Politic истории тех, кто потерял своих близких в алматинских беспорядках.
«Моя мама типичная апашка. Раньше была преподавателем, а на пенсии нашла себе хобби – шила на заказ, продавала. Отец в конце 80-х был военным. Последние 20 лет работал на почте. Обычная казахская семья. Воспитывали детей, любили, жили как обычная семья, просто не повезло нам в этот момент, что именно с нами такое случилось».
Куат Биткембаев и Гульзифа Кулсултанова больше не будут воспитывать своих детей, внуков, любить и жить…Их сыну Даурену Биткембаеву ничего не остается, кроме как вспоминать своих родителей-желтоксановцев. Вот только погибли они без плакатов и лозунгов. Трагическая случайность, несчастный случай, террористы – сейчас уже и не разберешь, кто прав, кто виноват. Но целая семья осталась один на один с глубокой травмой.
Они просто ехали. Домой. Ничего не требуя, ни к чему не призывая, никого не трогая. Два пенсионера.
«Произошло это 7 января в семь вечера. Мои родители с нового года с 31 декабря по 7 января находились у сестры. И седьмого числа я с женой и тещей приехал к ним в «Орбиту». Где-то в 18.45 начали собираться домой и в районе семи часов меня подбросили на Аль Фараби – Шашкина. И буквально через пять минут это все произошло на пересечении Назарбаева – Сатпаева. Получается, блокпост не заметили, проехали, видимо и их расстреляли там. Сперва они погибли от обстрела, потом машина загорелась», - с трудом рассказывает о смерти родителей Даурен Биткембаев.
Они не успели отстегнуть ремни безопасности и выйти из горящей машины. А может, они погибли еще до того, как машина загорелась…
8 января Даурен Биткембаев объездил все морги и больницы, но безрезультатно – нигде ничего не говорили. Позже следователи сообщили, что нашли сгоревшую машину пенсионеров и вызвали родственников на осмотр.
«Восьмого начали поиски с утра, я поехал по пути отца, как он ездит, по этой же дороге. Поехал и начал расспрашивать полицию. Никто ничего не видел и далее, когда в РОВД мы поехали заявление писать о пропаже, нам там сказали, что по слухам 7 числа в семь вечера двух пожилых людей расстреляли в машине. То есть по времени все совпадало. Я уже тогда понимал, что это мои родители были», - вспоминает мужчина те трагические дни.
Целых три дня машина простояла на месте с останками его родителей. И только 10 января то, что осталось от машины, отогнали на штрафстоянку, а останки – в морг. Корпус машины был весь обстрелян. Даурен Биткембаев насчитал около 50 дыр от пуль. В салоне он нашел мамин телефон, ключи от дома, которые прилипли к сиденью, и часть останков – куски костей. Оказалось, что на экспертизу забрали не все, мужчине пришлось самому собирать их в пакеты.
«Основную часть останков забрали на экспертизу и то, что осталось, мы забирали своими руками. 12 января ночью с морга мы получили останки в двух пакетах, мы в тот же день в час дня похоронили их. Но потом оказалось, что нам не всю часть выдали останков. Еще останки черепа, руки, ноги, легкие, сердце еще там были. Они на экспертизе до сих пор.
Если честно, врагу такого не пожелаешь. Мои родители любили страну. Хочу сказать, чтобы поскорее все это закончилось, чтобы люди не видели такого горя», - говорит мужчина.
Действительно, только после такого люди начинают понимать, насколько важен мир в стране, что стабильность – не пустой звук, а мирное небо над головой – не банальщина.
Только в декабре 2021 Куат Биткембаев и Гульзифа Кулсултанова получили медали как участники событий 1986 в Алматы. А в январе 2022 их детям пришлось провожать их в последний путь, как и сотни других людей. Среди них – известный археолог, ученый, этнограф Ерлан Жагипаров.
Он жил недалеко от площади Республики, где поначалу был эпицентр тех трагических событий. 6 января в 19.30 он приехал домой и припарковал свою машину. Вышел на площадь – посмотреть, что происходит.
«В 19:52 он успел позвонить своему товарищу и сказать, что его задержали. После этого связь с ним пропала. Мы не могли найти его 5 суток. 11 января мы обнаружили его тело в морге. Там он был записан как «неустановленное лицо азиатской национальности», на его руках были наручники. Никакого отношения к протестующим Ерлан не имел, он был увлечен исключительно своей деятельностью – волонтерской работой. Я считаю, что погиб мирный житель», - рассказал брат погибшего Нурлан Жагипаров.
Тело мужчины доставили в морг 7 января. В свидетельстве о смерти написано, что Жагипаров скончался из-за огнестрельного ранения в область сердца.
«Мы не писали заявление о пропаже. У меня даже мыслей не было, что события могут так развернуться. Я не думал, что если он пошел на площадь, где всех задерживают, то он тоже может быть задержан. Но мы даже не думали о том, что он мог погибнуть. Следствие должно установить виновных, они должны понести наказание», - говорит Нурлан Жагипаров.
Последние 10 лет Ерлан Жагипаров занимался археологией, принимал участие в экспедициях, помогал исследователям, спасал от уничтожения и незаконной продажи в частные коллекции балбалы (древние каменные изваяния).
Он болел душой за историю, и погиб, став частью истории страны. Его работу навсегда запомнят, потому что именно он боролся за сохранность исторических памятников.
«Он был душой нашей команды, ее сердцем. Сотни километров по степи и горным ущельям на его верном пикапе, десятки открытых скоплений петроглифов, поселений, и могильников. Мы с ним облазили весь Архарлы, побывали в Бетпакдале, в Ешкиолмесе, в никому неизвестном святилище за Талдыкорганом, в гротах и пещерах Малайсары... А сколько было выпито чая, съедено вкусняшек в наших чумовых бесшабашных экспедициях! Он с удовольствием накрывал на стол, готовил чай...
Я хочу, чтобы Ерлана запомнили таким – искрящимся от счастья, первооткрывателем древнего святилища, о котором ученые напишут еще немало статей. Защитником Архарлы – наследия предков, истинным тюрком и самым преданным тенгрианцем», - пишет его коллега Ольга Гумирова.
Ерлана Жагипарова похоронили рядом с отцом. Он сам построил ему мавзолей – буквально недавно завершил многолетнюю работу…