Срочная новость Изъятые банком Аблязова земли вернули кордайцам

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Казахстанцы верят в «агентов Кремля» и «шпионов Путина» - мнение эксперта

Названы факторы негативного влияния наплыва россиян

Казахстанцы верят в «агентов Кремля» и «шпионов Путина» - мнение эксперта
caoinform.moscow

После того, как 21 сентября в России была объявлена частичная мобилизация, десятки тысяч россиян направились за пределы страны. Ситуация создала новый вал гуманитарных проблем – не только для самих мигрантов, но и для властей принимающей стороны. Как #Казахстан реагирует на наплыв россиян, и как нежданная волна миграции может отразиться на внутриполитической ситуации в РК?

Первые группы россиян в Казахстане появились в начале марта – спустя несколько дней после начала спецоперации на Украине. Переход СВО в новую фазу породил новый наплыв мигрантов в РК. События последних дней уже породили дискуссии в социальных сетях: прибывающих россиян обвиняют в том, что те способствуют резкому росту цен, передает Politic со ссылкой на Ia-centr.ru.

Так, из-за резко возникшего спроса авиабилеты подорожали в 2-3 раза. Добираться из Алматы в Москву на самолете теперь приходится за 145 тысяч и даже 200 тысяч рублей. Цены на поезда тоже выросли в 2-3 раза.

Растет недовольство из-за цен на аренду недвижимости.

К примеру, в Алматы – крупнейшем мегаполисе Казахстана, который является центром притяжения трудовых мигрантов, - идет активное выселение квартиросъемщиков, оплачивавших жилье за 20-35 тысяч рублей в месяц. Новоприбывшим квартиры сдают по новому прайсу – от 50 до 80 тысяч рублей. Иногда доходит до абсурда – в Бостандыкском районе (то есть далеко не в центре города) за месячную аренду однокомнатной квартиры на днях просили 105 тысяч рублей. В местных пабликах публикуется масса постов о том, что хозяева ставят квартиросъемщиков перед фактом: платите больше, либо освобождайте жилье. Аналогичная картина наблюдается везде, куда прибывают россияне.

Эти данные подтверждаются аналитикой, проведенной сервисом бесплатных объявлений OLX.kz. Согласно анализу, стоимость аренды квартир после 21 сентября в Павлодаре выросла на 43%, в Астане – на 24%, в Уральске – на 18%. Конечно, далеко не все пытаются обогатиться за счет приезжих. В том же Уральске местные жители организовали волонтерские группы, которые кормят прибывающих прямо на железнодорожном вокзале, пускают к себе на ночлег. Администрация местного кинотеатра бесплатно пустила желающих переночевать в просмотровых залах.

Но такие акты гостеприимства, увы, остаются редкостью. Особенно заметно это на примере таксистов. В Атырауской области водители такси за дорогу от границы до Атырау требуют 12-20 тысяч рублей за одно посадочное место. Месяцем ранее за такие деньги нанимали всю машину целиком. При этом никто не делит клиентов по принципу «свой-чужой»: цены одинаковы и для россиян, и для местных. Все это негативно сказывается на отношении казахстанцев к прибывающим.

Рутина миграции: помощь, но не преференции

Дело не только в росте цен: волна миграции породила массу других неудобств. В казахстанских центрах обслуживания населения (ЦОН) ежедневно стоят огромные очереди. Россияне прибывают за несколько часов до открытия, чтобы занять место в живой очереди, подать документы на временную регистрацию, получить индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и так далее. Система Egov (электронное правительство), с помощью которой можно провести эти операции онлайн, не справляется с объемом задач и часто зависает. Власти Казахстана усилили ЦОНы дополнительными штатными единицами – в первую очередь, в приграничных областях и крупных мегаполисах.

«Только за вчерашний день по стране принято более 13 тысяч заявок. Примерно такое количество нами принималось в течение целого месяца… Нами принято решение отдельно усилить ЦОНы в городах Астана и Алматы, а также в Костанайской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Актюбинской и Акмолинской областях. Иностранные граждане в указанных восьми областях могут обратиться в усиленные ЦОНы», – заявил 27 сентября вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асет Турысов.

По его словам, количество рабочих мест в ЦОНах для оформления ИИН увеличено на 148. Что касается очередей, они легко объяснимы: согласно законодательству, граждане России могут находиться в Казахстане до 30 дней без регистрации и до 90 дней – с регистрацией. Нарушение миграционного законодательства чревато последствиями.

В связи с этим Комитет миграционной службы МВД обратился с официальным напоминанием ко всем собственникам квартир, а также к владельцам гостиниц, хостелов, пансионатов, общежитий и т.д.: владельцы жилых площадей обязаны в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина уведомить об этом власти. В противном случае им грозит штраф.

По данным МВД РК, с 21 сентября в границу пересекли свыше 100 тысяч россиян. Однако, по состоянию на 27 сентября, 64 тысячи из них уже выехали из страны. То есть в Казахстане осталось порядка 35 тысяч российских граждан.

Опасения и новые статьи расходов: комментарий эксперта

По словам политолога Данияра Ашимбаева, для оценки ситуации с наплывом россиян нужно помнить: среди них есть те, кто использует РК как транзитную страну, и те, кто едет сюда целенаправленно. В том числе, чтобы продолжать вести свой бизнес в России, поскольку Казахстан не обложен санкциями.

– Среди тех, кто бежит от призыва есть те, кого можно назвать беженцами – они уехали в панике, не имея с собой денег и не отдавая себе отчет, чем они будут заниматься, – поясняет политолог. – Есть те, кто может позволить себе долгосрочную аренду и те, кто целенаправленно движется в Казахстан, потому что отсюда можно беспрепятственно выехать в другие страны.

Статистики кого и сколько к нам едет – нет ни у государственных органов, ни у общественников. Поэтому рассуждать о ситуации можно только косвенно. Но нужно понимать, что с начала года прибыли несколько десятков тысяч человек, которые продолжают находиться в Казахстане. На какое время они здесь остались – прогнозов никто не может дать.

Что касается влияния миграции на социальный фактор в Казахстане, по словам Ашимбаева, оно неизбежно.

– Одномоментное увеличение населения на несколько десятков тысяч – это нагрузка на продовольственный рынок, с которым у нас и так проблемы. На жилищный рынок, на рынок фармации, услуг и так далее. Я так понимаю, у нас к такому варианту развития событий никто не готовился. Реакция идет достаточно запоздалая и большинство решений, видимо, будет приниматься уже по факту. Как с теми же ЦОНами, из-за очередей в которые страдают и местные жители, и приезжие. Вполне возможно, что возникнет проблема дефицита ИИН. Но, думаю, она быстро разрешится, поскольку цифровизация в стране какая-никакая, но есть.

Ашимбаев отмечает, что приезжие могут решить проблему с дефицитом кадров, особенно по таким специальностям, как врачи, учителя и IT-специалисты.

Кроме того, подчеркивает эксперт, не стоит забывать о трудодефицитных северных районах Казахстана, где россияне могут очень пригодиться.

– Рынок их переварит без проблем, потому что они займут места, которые и так у нас свободны, – полагает политолог. – Что касается приезжих, чьи специальности не востребованы в Казахстане, то государству придется предпринимать какие-то гуманитарные меры. К примеру, создание "модульных лагерей" по принципу государственно-частного партнерства с непрозрачным финансированием и завышенной сметой, как у нас обычно бывает.

Понятно, что нагрузка на бюджет у нас вырастет. Давление на трудовой рынок может оказаться большим, особенно в крупных мегаполисах, куда и так едут в поисках работы низкоквалифицированные люди. И приезжие будут браться за любую работу, чтобы обеспечить себя куском хлеба. Понятно, что среди них нет богатых, потому что богатые могли спокойно остаться в России и откупиться от мобилизации. Зная работу военкоматов, можно с уверенностью сказать, что существует масса схем для уклонения от повестки.

Относительно влияния на этнический фактор, как отмечает Ашимбаев, не следует забывать, что численность славянского населения в Казахстане за последние десятилетия неуклонно сокращалась.

– При этом сфера русского языка осталась, по сути, прежней. На русском у нас говорят и президент, и министры, и парламент. И представители госорганов, и банковский сектор, и уж тем более бизнес. Так что языкового барьера у приезжих не будет.

Однако, не стоит забывать, что сейчас наше население склонно воспринимать всевозможные страшилки и пугалки за чистую монету. Особенно те, которые распространяют национал-патриоты: что едущие сюда россияне являются «агентами Кремля» или «шпионами Путина». Понятно, что это бред, но многие в это верят.

Поэтому нашим властям уже сегодня надо не только предпринимать меры по превентивной работе с уже известными провокаторами, но и разработать комплексный план по обустройству приезжающих. В противном случае ситуация может осложниться. Зная, как наше государство справляется с такими задачами, можно предположить, что многие меры будут приняты уже постфактум – после того, как где-то возникнет межнациональная напряженность или какие-то конфликты.