Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
"Говорить, что казахи были нелюбимым народом Ленина или Сталина - глупо"
У нас историческое самосознание, и на примере образования, и на примере массового сознания, оно предельно упрощается и мифологизируется, считает Данияр Ашимбаев
Отечественный политолог Данияр Ашимбаев считает, что тема голода 30-х годов с каждым годом становится все более политизируемой. Но проблема не в самом факте политизации, а в том, что она стала преподноситься совершенно однобоко, передает Politic со ссылкой на ia-centr.ru.
"У нас историческое самосознание, и на примере образования, и на примере массового сознания, оно предельно упрощается и мифологизируется", - отметил политолог.
По мнению эксперта, складывается такое ощущение, что были древние великие тюрки, потом сразу Монгольская империя, потом Казахское ханство, затем сразу пришли большевики и всех коллективизировали.
"И заметьте: из всей советской истории берется только вот эта ситуация 30-х годов и делается упор исключительно на ее негативных моментах", - подчеркнул Ашимбаев.
По словам специалиста, подход к истории в Казахстане становится весьма упрощенным. Само по себе упрощение понятно – людям удобнее работать с простыми схемами. Но из-за этого упрощения выпадают огромные пласты истории, которые влияют на нашу сегодняшнюю жизнь, в том числе и на системы межгосударственных и межнациональных отношений.
"Фактически все сводится к тому, что «злая Россия пыталась уничтожить добрых и мирных казахов». И если посмотреть фильмы о периоде коллективизации в качестве репрессантов в них выступают исключительно славянские типажи. И из дискурса совершенно исключаются такие моменты, как процесс постепенного оседания – те проблемы, с которыми столкнулась кочевая цивилизация на рубеже 18-20 веков", - считает Ашимбаев.
Политолог отметил ряд ключевых проблем того периода времени, с которыми столкнулось население: отгонное скотоводство и воинские набеги, составляющие огромную часть культуры и экономики, стали отмирать. Процесс оседания шел достаточно долго. Но, отмечает политолог, в нашей истории он попросту выпал, равно как и проблемы изменения социальной структуры казахского общества и его культурно-бытовых и экономических укладов.
"Говорить, что казахи, мол, были самым нелюбимым народом Ленина или Сталина, мягко говоря, глупо – из всех восточных народов казахи были больше всех представлены в руководстве страны на тот момент. Тот же Рыскулов был заместителем председателя Совета народных комиссаров РСФСР, казахи руководили отделом национальностей ВЦИКа, а это был главный орган, отвечающий за национальную политику в федерации.
Поэтому требования ускоренной коллективизации и оседания и выбранный для достижения этой цели формат во многом исходили из Алма-Аты, а не из Москвы. В других республиках перегибов в таком объеме удалось же избежать", - добавил эксперт.