Срочная новость «Представился отцом акима Шымкента»: кто запугал футболистов «Ордабасы»?

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Бензин АИ-92 подорожает до 180 тенге

В настоящее время народный бензин стоит 163-165 тенге за литр

Бензин АИ-92 подорожает до 180 тенге
www.drive2.ru

Ерлан Жаукин, эксперт нефтегазового рынка, бывший заместитель гендиректора КазМунайГаз Өнімдері, считает, что бензин марки АИ-2 подорожает в Казахстане до 175-180 тенге за литр. Аргументы в пользу такого прогноза он привел в авторской публикации, передает Politic.

"Какой предел цены на бензин Аи-92 ожидать на рынке страны?

В соответствии с ранее озвученными прогнозами, ценники на АЗС страны продолжают поступательное движение вверх. На отдельных АЗС можно уже видеть 159-161 тг/литр. Наиболее низкий уровень цен сохраняется на АЗС Атырауской, Туркестанской областей и Шымкента, что объясняется низкой стоимостью доставки топлива в регионы, на чьей территории дислоцированы НПЗ.

Чего ждать дальше на рынке? Как уже было неоднократно озвучено, в ближайшее время есть основания ожидать дальнейшего роста цен. По нашим расчетам цена 175-180 тг/литр, в зависимости от региона – уже не за горами.

Многие задаются вопросом достаточный ли это уровень цены за литр казахстанского бензина? Уже приводились сравнительные данные по ценам на рынках наших соседей. Говорилось о том, что даже при цене 175 тг/литр казахстанский бензин останется самым дешевым в регионе и одним из самых дешевых в мире. Казахстанский рынок не гонится за мировой статистикой. На сегодня мы говорим о справедливости стоимости топлива в текущих рыночных условиях.

Много говорится о риске возникновения дефицита топлива на российском рынке. Есть мнение об ограничении экспорта топлива из России. Все это только толкает российский внутренний рынок вверх. С начала марта Правительство России обсуждает с нефтяниками вопрос сдерживания роста розничных цен на российском рынке. Хотелось бы обратить внимание, что на российском рынке действует относительно справедливый механизм демпфера, когда бюджет страны возмещает переработчику нефти разницу в цене топлива при его экспорте или реализации на внутреннем рынке.

То есть при низком уровне экспортных котировок на нефтепродукты российский производитель выплачивает в федеральный бюджет разницу цен между экспортной альтернативой и ценой на внутреннем рынке. В условиях, когда экспортные котировки находятся на уровне, превышающем цены внутреннего рынка России, уже бюджет России возмещает разницу производителю. В Казахстане такого механизма не существует.

Казахстанский производитель подстраивается под условия рынка. И если на сегодня розничная цена на российском рынке установилась на уровне 245-250 тг/литр, то для исключения перетока на казахстанском рынке необходима цена в диапазоне 200-205 тг/литр. Это исключит экономический эффект приграничного оттока топлива в Россию. Существует и административный рычаг остановки перетока – введение запрета на вывоз бензина, за исключением вывоза в баке автомобиля. Такая мера применялась в 2019-м году и была хоть и нерыночной, но весьма эффективной.

Уходя немного в историю, уже мало кто помнит, что в 2018-м году стоимость бензина Аи-92 на казахстанских АЗС составляла 163 тг/литр. За прошедшие несколько лет мы наблюдали только снижение розничных цен на топливо в стране. При этом никто не может оспаривать тот факт, что в условиях снижения цен на топливо, цены на всё остальное только росли. Так что разговор о прямом влиянии стоимости бензина на формирование цен на продукты питания или стоимость услуг в первую очередь некорректно.

Возвращаясь к разговору об объективности цены, устраивающей казахстанского производителя – 200-205 тг/литр, мы говорим о необходимости понимания социальной значимости стоимости бензина Аи-92 и влиянии стоимости топлива на настроение потребителя. То есть на сегодня это критический уровень цены, который устроит производителя (продавца), но не устроит покупателя. Правда, как говорится, где-то посередине".