Срочная новость Казахстанцев освободят от сдачи деклараций: кого это коснется
Похожие темы

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

У Казахстана есть много образцов для подражания, но только не Россия – иноСМИ

Необходимо провести ревизию основных объединяющих моментов в отношениях России и Казахстана, а также определить ключевые точки противоречий между странами, считает автор российского СМИ

У Казахстана есть много образцов для подражания, но только не Россия – иноСМИ
РБК

У политического руководства и общества Казахстана есть много образцов для подражания: страны Европы, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия или даже Сингапур. Но не Россия. Сможет ли она стать таким образцом? На эту тему порассуждал автор российского издания "Эксперт".

Сайт Politic публикует данную статью без изменений.

"Партнерство России и Казахстана давно и динамично развивается и охватывает многие направления сотрудничества — от сферы обороны и безопасности до торгово-экономической кооперации в рамках ЕАЭС. Две страны традиционно объединяют общие интересы, история и вызовы, с которыми они сталкиваются. Однако в последнее время все чаще раздаются взаимные упреки в неблагонадежности, разрушении прежнего уровня доверия.

В этих условиях необходимо провести ревизию основных объединяющих моментов в отношениях России и Казахстана, а также определить ключевые точки противоречий между странами.

 

Точки соприкосновения

Сначала нужно понять, что объединяет Россию и Казахстан.

В первую очередь, это сухопутная граница протяжённостью почти 7600 км — самая длинная непрерывная международная граница в мире и вторая по общей длине после границы между Канадой и США. Она делает две страны ближайшими соседями, для которых стабильность и предсказуемость друг друга играет жизненно важную роль. У них общие интересы в области безопасности — обе борются с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком. В ближайшее время будет ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, направленный на улучшение взаимодействия между вооруженными силами.

Безусловно, Москву и Нур-Султан объединяет продолжительный период жизни в общем политическом и социальном пространстве, общие страницы истории, когда народы двух стран вместе трудились и сражались, страдали от голода и политических репрессий, осваивали бескрайние просторы Северной Евразии. Их объединяет русский язык, которым владеет подавляющее большинство жителей России и Казахстана, а также тесные родственные и социальные связи жителей приграничных регионов.

Обе страны заинтересованы не только в собственном стабильном политическом развитии, но и в стабильном развитии своих соседей. Обладая огромными, зачастую слабо освоенными и малонаселенными территориями, они сталкиваются с общими инфраструктурными проблемами. Сети железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов России и Казахстана тесно переплетены, что естественным образом подразумевает использование транзитного потенциала друг друга в рамках развития транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг". Это переплетение тоже является естественным, как естественны для обеих стран и схожесть их постсоветских экономических моделей и социальных проблем, которые они порождают.

После распада Советского Союза Россия и Казахстан столкнулись с тяжелейшим трансформационным кризисом в экономике, взрывным ростом бедности и массовой эмиграцией населения. В нижней точке кризисного падения экономики (для России это 1998 г., для Казахстана — 1999 г.) уровень ВВП в них едва достигал 57—58% от уровня 1990 г., доля бедных выросла до 35—40%. В поисках лучшей жизни люди массово покидали Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Всего за 1989—1999 гг., по российским данным, из России в дальнее зарубежье выехали на постоянное место жительства более миллиона человек, 97% из которых направилось в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию. Из Казахстана за это же время по официальным данным выехали более 2,5 млн человек — в основном в Россию, Германию и Израиль.

Обе страны нашли выход из кризиса в развитии добывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса, получив сверхдоходы от роста цен на минеральное сырье в 2000-е гг. Однако это не только позволило добиться быстрого экономического роста и значительного повышения уровня жизни, но и породило проблему растущего социального неравенства, диспропорции в региональном развитии, централизацию финансов и чрезмерный рост крупнейших городов на фоне продолжающейся стагнации периферии. Преимущественно сырьевая структура экспорта (доля минеральных продуктов в 2020 г. в экспорте составляла 51% в России и 69% — в Казахстане) делает экономики России и Казахстана уязвимыми для колебаний цен на мировых рынках, что негативно сказывается на уровне жизни населения и темпах экономического роста.

Тем не менее Россия и Казахстан остаются локомотивами евразийской экономической интеграции. В июле 2010 г. вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России, а 29 мая 2014 г. в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза в составе Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России, который вступил в силу с 1 января 2015 г. В последние годы именно Россия и Казахстан прикладывали наибольшие усилия для того, чтобы укрепить экономические связи на постсоветском пространстве.

 

Точки расхождения

В то же время очевидны и ключевые противоречия между Россией и Казахстаном.

Во-первых, схожесть экономических моделей и структуры экспорта России и Казахстана порождает проблему их конкуренции на рынках ключевых торговых партнеров — ЕС и Китая. Сырьевая ориентация остается препятствием и на пути углубления евразийской экономической интеграции — у России и Казахстана просто слишком мало сегментов и отраслей, где они могли бы дополнять друг друга. Даже там, где российские и казахстанские компании развивают несырьевой экспорт — в сельском хозяйстве, химической промышленности, металлургии, некоторых видах машиностроения — они борются за одни и те же рыночные ниши внутри ЕАЭС и за его пределами, что не способствует углублению экономических связей. Даже в такой сфере, как высшее образование, российские и казахстанские вузы активно конкурируют за наиболее талантливых студентов.

Во-вторых, в России и Казахстане существуют разные подходы к идеологии, языковой политике и оценке состояния современных международных отношений. Казахстан неоднократно публично демонстрировал свое несогласие с некоторыми аспектами российской политики в области идеологии. Ни для кого не секрет, что в Казахстане постепенно набирает популярность национально-патриотическая идеология. Поэтому вопросы исторической памяти и интерпретации исторических событий будут предметом не только бурных научных дискуссий, но и орудием популистов.

Еще один сложный момент в российско-казахстанских отношениях — вопрос о будущем русского языка. С одной стороны, Казахстан, наряду с Россией и Республикой Беларусь, можно отнести к постсоветским странам с наибольшим уровнем владения русским языком среди населения. По данным переписей и текущим оценкам, им владеют около 80% населения страны. Среди народов Центральной Азии к моменту распада СССР у казахов был самый высокий процент людей, считавших русский родным языком. С одной стороны, это было связано с численным доминированием нетитульных народов в Казахской ССР. С другой — с тем, что казахи очень активно социально впитывают другие языки, культуру и социальные нормы, делая их элементами своей национальной культуры. Демографические изменения последних 30 лет укрепили доминирующее положение казахского этноса, который теперь составляет 66% населения республики. При этом доля владеющих русским языком снизилась лишь незначительно — среди казахов широко распространено двуязычие, а численность школьников, обучающихся на русском языке, несмотря на сокращение количества школ с русским языком обучения, выросла с 808,7 тыс. учеников в 2013—2014 уч. году до 951,4 тыс. в 2018—2019 уч. году и почти достигла миллиона в 2020—2021 уч. году.

Тем не менее в Казахстане продолжается курс на латинизацию казахского языка и ослабление роли русского языка в политической и общественной жизни. Постепенно там, где обучение велось на русском, начинают увеличивать долю предметов на казахском. Уже сейчас более 90% документооборота в центральных государственных и в местных исполнительных органах ведется на казахском языке, а работа над постепенным переходом на латиницу параллельно продолжается.

У проблемы перехода казахского языка на латинский алфавит есть несколько аспектов. Первый — лингвистический. Дискуссии о том, какой алфавит наиболее полно отражает фонетические особенности казахского языка, продолжаются уже давно. Аргументы есть как у сторонников кириллицы, так и у сторонников латиницы и арабской вязи, и даже у адептов рунического письма. Однако стоит признать, что сугубо лингвистическое измерение перехода на латиницу в Казахстане мало кому интересно. Этот проект явно обладает политическим подтекстом — именно он играет в дискуссии наиболее важную роль.

Для руководства Казахстана латинизация алфавита — акт демонстративного дистанцирования от попыток в будущем жестко увязать экономическую интеграцию в рамках ЕАЭС с политической. Правда, противников латинизации казахского языка внутри Казахстана ещё достаточно, а учитывая экономическую сторону вопроса, маловероятно, что процесс перехода будет быстрым. Тем более, что переход на латиницу поспособствует более тесному взаимодействию Казахстана с Турцией и странами Европы, однако негативно скажется на культурных и образовательных связях с Россией.

Четвертая и, на наш взгляд, самая главная проблема постепенной эрозии российско-казахстанских отношений заключается в том, что Россия не стала привлекательной для Казахстана моделью социально-экономического развития. У политического руководства Казахстана и казахстанского общества есть много образцов для подражания: страны Европы, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия или даже Сингапур — но не Россия.

Означает ли это, что отдаление двух стран, прежде — да и сегодня — таких близких, неизбежно? Не факт. Практика имплементации европейского, турецкого или сингапурского опыта на постсоветском пространстве сталкивается — и это ни для кого не секрет — с серьезными препятствиями. И создание привлекательной модели социально-экономического развития вполне способно позволить России стать для Казахстана и всей Центральной Азии донором не только безопасности, но и качественно новых социальных и экономических институтов, образцом трансформации экономики и общества в современных условиях. Тогда союзнические отношения России и Казахстана смогут выдержать любые внутренние и внешние вызовы".