Срочная новость Раскрыты подробности продажи Tele2/Altel

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Родные подсудимых по делу «Золотой ОПГ» заявили о жестоких пытках

Прокурор запросил для подсудимых от пяти до восьми лет лишения свободы

Родные подсудимых по делу «Золотой ОПГ» заявили о жестоких пытках
t.me/abzhannews; arnapress.kz

Резонансный судебный процесс по делу так называемой «Золотой ОПГ» подходит к завершению. Сегодня в Есильском районном суде Нур-Султана стартовали прения сторон. Между тем, родные обвиняемых продолжают настаивать на том, что признательные показания были даны под давлением жестоких пыток. Politic приводит материал коллег из kazakh24.info в полном объеме.

«Версия следствия

Дело «Золотой ОПГ» прогремело на всю страну в марте прошлого года. Тогда в Нур-Султане, Алматы, Павлодаре и Семее прошла крупная спецоперация по пресечению деятельности организованной преступной группы, причастной к совершению тяжких и особо тяжких преступлений.

12 марта 2021 года пресс-служба КНБ распространила пресс-релиз, в котором сообщалось о задержании 16 участников группировки. Им инкриминировалось похищение человека, вымогательство, покушение на убийство, хищение золотосодержащего сырья на одном из предприятий Восточно-Казахстанской области и его контрабанда за пределы РК, а также создание и руководство транснациональной преступной группой.

«В состав преступной группы входили действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов. В ходе задержания у злоумышленников обнаружены и изъяты крупные суммы денежных средств, материальные ценности, средства связи и иные предметы, подтверждающие совершенные преступления. Следственно-оперативные мероприятия продолжаются», - говорилось в сообщении.

Сегодня в ходе заседания старший транспортный прокурор Марат Опабеков зачитал обвинительный акт. По его словам, следствию удалось полностью доказать вину подсудимых.

В качестве меры наказания прокурор запросил от пяти до восьми лет лишения свободы.

Допросы с особой жестокостью

Между тем, вокруг дела «Золотой ОПГ» развернулся нешуточный скандал.

В апреле родственники подозреваемых в создании преступной группировки вышли с протестом к зданию Генеральной прокуратуры в Нур-Султане. По их словам, выяснилось, что арестантов чуть ли не целый год пытали в застенках столичного следственного изолятора.

«Их непросто били, а избивали, причем постоянно, с особой жестокостью пытали. Их окунали головой в унитаз, толкали кипятильник в рот, били резиновыми дубинками и кулаками в живот, по голове и ногам. В результате такой бесчеловечности и жестокости, наши братья и мужья подписали признания в тех преступлениях, которых никогда не совершали. Им угрожали, что заведут уголовные дела на нас, привлекут к ответственности даже за то, чего мы не совершали. Они обливали их ледяной водой из большого бака и выводили на мороз абсолютно раздетыми, заставляя с утра до вечера стоять на улице», - рассказывали родные задержанных.

В Telegram-каналах есть несколько свидетельств жестокого обращения. Приведем несколько из них.

Айнур Ашимова:

«Моего мужа Архата Мусаинова избивали три человека, чертили линию и если он заступал за линию или падал, его избивали, голого обливали водой и выводили на мороз. (...) После пыток он взял на себя вину. Ему вменяют кражу золотосодержащей руды и ОПГ. Арман Кабдрахманов, мой родственник, привлекается за кражу, хотя он работал в айти-отделе, его тоже пытали, отбили ноги до такой степени, 6 месяцев не заживали кровоподтеки, избивали эти же три сотрудника КНБ В ЕЦ-166/1 Астаны».

Лаура Умирбаева:

«Мой супруг Умирбаев Калкен. Члены СОГ пытали, не давали спать. У него увеличилась опухоль на щитовидной железе. Отек квинке у него, происходит отек гортани, он может умереть. Три раза просили изменить меру пресечения на домашний арест, но судья суда Семея Ахметова не видит оснований для изменения меры пресечения. Скорая в СИЗО не приезжала, ему помощь оказали сокамерники».

История двух братьев

История Самата Рахишова началась еще в 2017 году. По версии следствия, еще тогда парень принял участие в контрабанде золота. Он должен был отправиться в Стамбул с грузом золота. Однако бойцы Погранслужбы КНБ задержали сотрудника таможни, который должен был пронести драгметалл в «зеленую зону» и передать «курьеру».

В ходе расследования таможенник указал на Рахишова, как на человека, которому он должен был передать груз. Но передача не состоялась. Рахишов же во время опроса заявил, что никогда не видел этого человека и ничего не собирался перевозить. В итоге его отпустили.

Спустя почти 4 года, 2 апреля 2021 года, спецназ КНБ задержал парня в Кентау.

Вся картина произошедшего подробно описывается в жалобе (имеется в распоряжении редакции) Самата Рахишова.

«После доставили в ДКНБ по городу Шымкент, где я находился около трех часов. Далее меня вывели на улицу, где увидел около 15 человек. Нас всех посадили в автобус и повезли в аэропорт, после на военном самолете доставили в Нур-Султан, а именно в ДКНБ по городу Нур-Султан. Нас сразу подняли на четвертый этаж здания ДКНБ, где всех поставили лицом к стене и раздвинули ноги максимально широко, при этом сотрудники КНБ подходили и оказывали морально-психологическое давление», – рассказывает Самат Рахишов.

В таком положении он простоял около трех часов, после чего Самата повели на допрос к следователю, где спросили, будет ли он давать показания. Только вот он до сих пор не имел понятия, за что именно его задержали. И отказался давать показания.

После выхода из кабинета следователя Самат Рахишов увидел в коридоре здания ДКНБ своего брата Талгата, которого тоже задержали.

С того момента и до переезда в столичный ИВС – а это около 16 часов – Самат был в наручниках, потому что «со слов сотрудников КНБ, у них нет ключей от наручников».

5 апреля его привезли в СИЗО Нур-Султана ЕЦ-166/1 и поместили на карантин. В тот же день после отбоя в камеру, где содержали Самата Рахишова, пришел мужчина в камуфляжной форме, который сказал ему взять матрац и все вещи.

После этого Самата и его брата Талгата отвели в первый корпус здания СИЗО. Там с первого по третий этаж их избивали дубинкой, заставляли подниматься и спускаться по лестнице гусиным шагом и ползком, продолжая избивать. Затем их и вовсе заставили раздеться и продолжали избивать. Длилось это около полутора часов.

Уже после этого братьев отвели к оперуполномоченному, который им сказал: «Будете говорить все, как нам нужно». Затем их развели по разным камерам и дали учить «доклад», который они должны были зачитывать при любом открывании двери. Так, по словам Самата, он простоял до четырех утра.

Это лишь один из эпизодов, описанных Саматом Рахишовым. Но даже из этого видно: задержали его без предъявления обвинений и объяснения причин, пытали и издевались, унижая человеческое достоинство.

Дело о пытках

Самат Рахишов и ряд других задержанных по делу «Золотой ОПГ» написали жалобы, заявив о пытках, которым их подвергли. Среди пострадавших есть даже двое иностранцев – граждане Турции, так что скандал вполне может превратиться в международный. Отчасти поэтому была назначена проверка.

«В соответствии со статьей 17 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию», – написали в Национальном центре по правам человека в ответ на обращение Самата Рахишова.

В социальных сетях распространяется документ (имеется в распоряжении редакции), где описаны и другие факты по пыткам в СИЗО столицы.

«В данном случае получается, что эти лица осуществляли разного рода пытки около года, то есть с 4 апреля 2021 года, пока не получили как бы признательные показания, якобы они чуть ли не руководители транснациональной организованной преступной группировки, начиная с контрабанды золота. Чтобы получить желаемые показания от этих людей, сотрудники КНБ давали своих адвокатов, которые были одни и те же у всех подозреваемых, как получали необходимые показания, сразу от подозреваемых брали заявление об отказе от этого адвоката», – говорится в документе.

При этом сообщить о пытках содержащиеся под стражей не могли – они постоянно были под контролем сотрудников КНБ. Но как только информация стала просачиваться наружу и начались проверки, «сотрудники спешно покинули СИЗО ЕЦ-166/1 в марте 2022 года».

«Сейчас все хотят тихо замять дело по пыткам сотрудниками КНБ, в мирное время, сейчас перед нашими глазами пытают и бьют, здесь рядом в СИЗО Нур-Султана, ни где-нибудь в селе далеко, а здесь – перед глазами прокуроров и суда, то есть следователи и другие лица, что хотели то и делали, а прокуратура вместо проверки, так как это только они могут проверить, сейчас будет просить суд лишить их свободы до 12 лет», – продолжается рассказ в документе.

В результате Антикор возбудил дело по пыткам в отношении сотрудников КНБ. Однако, уже второй месяц по нему нет практически никакого движения.

В апреле сотрудники Генпрокуратуры обещали, что после майских праздников общественности будет дан ответ по поводу хода расследования по делу о пытках. Но вот уже конец месяца, а надзорное ведомство хранит молчание.

К слову, транспортный прокурор Марат Опабеков сегодня отказался комментировать дело. Более того, он даже не пожелал сперва представляться и заявил, что не ведет дело «Золотой ОПГ». Лишь после долгих препирательств, он представился и признался, что участвует в процессе в качестве гособвинителя.

При этом комментировать что-либо прокурор отказался наотрез. В том числе не стал он распространяться и о фактах пыток, которым подверглись подсудимые.

В своем обвинительном акте Марат Опабеков не упоминает о том, что признательные показания были получены под влиянием пыток. Хотя это имеет важное для разбирательства значение. Ведь в этом случае суд должен признать ряд доказательств, фигурирующих в деле недопустимыми.

Да и в целом, факт пыток свидетельствует о том, что дело попросту фабриковали, пытаясь обвинить в серьезном преступлении ни в чем неповинных людей.

Примет ли суд к сведению эти обстоятельства или нет покажет время. Если верить президенту, который в своих выступлениях отмечал, что в «Новом Казахстане» права человека должны быть превыше всего, казахстанская Фемида не сможет отвернуться от фактов пыток в отношении подсудимых».