Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Челах обратился к Токаеву
29 марта Владимир Челах, дед осужденного, ездил к внуку на свидание
28 мая 2012 года на посту «Арканкерген» на казахстанско-китайской границе были убиты 15 человек — 14 военнослужащих и егерь расположенного по соседству охотничьего хозяйства. Виновным в убийстве был признан солдат-срочник Владислав Челах, которого приговорили к пожизненному сроку. Он дважды обращался в ООН, а недавно написал прошение президенту с просьбой о пересмотре дела, передает Politic со ссылкой на Радио Азаттык.
На момент приговора карагандинцу Владиславу Челаху было 20 лет. До армии и тюрьмы он успел получить специальность «помощник машиниста тепловоза» в профлицее. Его призвали в армию в ноябре 2011 года. По словам родных, он хотел служить в пограничных войсках. Планировал устроиться на работу в органы КНБ.
С марта 2013 года Челах содержится в тюрьме для пожизненно осужденных в Житикаре Костанайской области, так называемом «Черном беркуте». После судебного процесса его мать уехала в Россию, разъехались и семьи некоторых погибших пограничников.
В версию о неуставных отношениях — по данным следователей, пограничник Челах взялся за оружие из-за «внутренних конфликтов», — родные не верят, поскольку Владислав писал им, что рад службе на пограничном посту, что там красиво, кругом горы: с одной стороны китайские, с другой — казахские.
Небольшая надежда на пересмотр дела, говорят родные Челаха, появилась после январских событий в стране. В марте этого года Владислав Челах отправил Касым-Жомарту Токаеву прошение, описав то, что видел и испытал он сам, но о чем, как говорят родные, ему не дали сказать в суде. Прошение на 12 листах. Челах просит о пересмотре дела. Близкие тоже писали прошение президенту, в Генпрокуратуру, Верховный суд и парламент, но им приходили отписки.
29 марта Владимир Челах, дед осужденного, ездил к внуку на свидание. В год разрешаются три краткосрочных свидания, по два часа, и три посылки. Разрешены разговоры по таксофону с родными. В тюрьме Челах, по словам его деда, вызубрил уголовный кодекс, отучился на метеоролога, выучил греческий язык, пособия по которому ему отправлял дед — грек по национальности. Много читает, занимается творчеством: лепит из хлеба и красок поделки, рисует.
«Держится и надеется. Но нам сказали, что после свиданий он сидит и плачет. Поэтому просят не рассказывать ему о болезнях родных, например. Ежемесячно пересылаю ему деньги. Он там делает заявку на что-то вкусное, что-то для творчества, потом присылает свои поделки нам. Говорит: дед, это единственное, чем я тебя могу отблагодарить за всё, что ты делаешь», - говорит Владимир Челах.
По решению суда Челах должен выплатить семьям погибших четырех пограничников и егеря по пять миллионов тенге. Остальные потерпевшие отказались от исков. Удовлетворен иск о взыскании ущерба в пользу воинской части и затраты на проведение судебных экспертиз — более 800 миллионов тенге. Владислав, по словам деда, отказался платить, сказав, что «никому ничего не должен, потому что не убивал».