Срочная новость Казахстанцев освободят от сдачи деклараций: кого это коснется
Похожие темы

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Система МВД прогнила окончательно. Очередной курсант повесился из-за поборов

Курсант перед смертью просил деньги у родных

Система МВД прогнила окончательно. Очередной курсант повесился из-за поборов
Фото: uralsweek.kz

13 декабря в академии МВД города Алматы был найден повешенным Саламат Утегенов — 19-летний курсант из ЗКО, который учился на 3 курсе, передает Politic со ссылкой на Уральская неделя

Мама курсанта Бекзат Имангалиева считает, что ее сына, как минимум, довели до самоубийства, а, возможно, и убили.


Он никогда ни с кем не дрался, у него был покладистый и спокойный характер. Никогда не спорил по поводу школьной формы — всегда ходил в школу в костюме. Хулиганства никакого за ним замечено не было. В 2018 году он сдал вступительный экзамен в академию, набрав 87 баллов, и поступил на грант. Так как в тот год факультет только открылся, конкурс был небольшой. Тогда мы очень сильно радовались его поступлению, курсантов лично принял генерал Омербай Смаилов, ректор академии. После поступления в Алматы, в июле, мы вернулись домой, в посёлок Шабдаржап (бывш. Харькино). А в августе мы отправили его на учебу, — рассказывает мама Саламата Утегенова.


После принятия присяги брат 19-летнего парня рассказал, что курсантам предлагали выйти из «казарменного положения», и жить «на стороне» за 100 тысяч тенге.


На первом курсе, когда он начал учиться, была создана WhatsApp-группа для родителей курсантов. И там поступила такая информация, что родитель каждого ребёнка должен внести по 50 тысяч тенге. Мы тогда удивились — что за 50 тысяч тенге, на что? Мы перед отъездом купили Саламату всенеобходимое, что должно было выдать государство, несмотря на то, что академия находится на гособеспечении, — камуфляжную одежду, обувь, обмундирование. И тут с нас спрашивают еще 50 тысяч. Самое удивительное, что задавали вопросы только мы, родители остальных курсантов восприняли эту информацию как должное. Как оказалось, эти деньги спрашивали для обустройства казармы — покупки стиральной машины, утюга и бытовой техник, — говорит Бекзат Имангалиева.

Женщина рассказывает, что позже сын начал просить деньги у родителей на покупку лопат для уборки снега и на другие расходы. По ее словам, тогда и появились первые сообщения от него с просьбами перечислить ему деньги.

Даже для заступления в наряд он кому-то должен был отдавать по 2,5 тысячи тенге, — рассказывает дядя Саламата Марлен.

Кроме того мама Утегенова рассказала, что в январе Саламат начал просить у мамы 80 тысяч тенге на сдачу сессии. По словам женщины, система сдачи сессии в академии работает так: если ты не сдашь экзамены — то не сможешь уехать домой на каникулы. Главная загвоздка в том, что, по словам Бекзат Имангалиевой, сдать сессию без «взноса» было невозможно.

Я, естественно, тогда возмутилась — сколько можно платить денег за каждый его шаг? И он тогда мне написал: «Мам, этот разговор пусть останется между нами. Пожалуйста, не возмущайся, не жалуйся. Потому что, если ты начнешь возмущаться и жаловаться, то меня тогда «зачморят» в этой системе. Мол, ты тут жалуешься, «настучал» маме, а мама шум подняла, — говорит она.

Стало известно, что после успешной сдачи сессии вернулся в родной поселок. Уже дома он рассказал матери, что в академии МВД им якобы сказали, что, если курсанты спустя полгода обучения поняли, что не могут существовать в этой казарменной среде, то они могут отдать по 600 тысяч тенге (100 тысяч за 1 месяц) и отчислиться из заведения.

Как рассказала мама курсанта, за следующую сессию Саламат с несколькими сокурсниками решил не платить деньги за успешную сдачу и сдать все самостоятельно.

Но, по итогу, коллективного решения среди них так и не было принято — кто-то все-таки решил заплатить, а тех, кто не заплатил, в итоге "завалили" на сессии. Для того, чтобы пересдать сессию, с них начали требовать уже по завышенному "тарифу" — на этот раз 120 тысяч тенге. Пришлось заплатить, — говорит мама Саламата.

По словам матери, после объявления ЧС из-за пандемии коронавируса, курсантов отправили домой. Однако летом после учений, их снова вызвали на обучение. Она отметила, что тогда сын уже не хотел возвращаться в академию.


Уже после смерти своего сына женщина узнает от его друзей, что Саламат говорил им о том, что не хочет возвращаться в академию, и попробует перевестись в уральский пединститут на физико-математическое отделение. Уйти из академии все еще было не так просто — по словам родителей парня, для ухода нужно было заплатить по 100 тысяч за каждый месяц обучения. За те два с половиной курса, которые проучился Саламат, для ухода ему нужно было отдать порядка двух миллионов тенге, - сообщает издание.

Еще перед отъездом парень списался с начальником своего курса по имени Мурат, и сообщил, что не хочет продолжать обучение в академии. Тот ответил Саламату, что он может уйти, если возместит сумму в 2,5 миллиона тенге, но предложил ему все-таки приехать и принять решение на месте. Саламат поехал в академию, чтобы поговорить об уходе из учебного заведения, но вскоре после приезда сообщил родителям, что продолжит обучение.

Он только уехал на учебу, но тут же снова начал просить деньги. Хотя перед отъездом мы дали ему деньги на первое время, и постепенно переправляли ещё понемногу. Если раньше он просил небольшие суммы — в основном, до 10 тысяч тенге, то после этого отъезда он начал просить от 50 до 100 тысяч. Я начала спрашивать у него, на что ему такие средства, и он ответил мне, что это долг, который он должен вернуть. Я начала удивляться — откуда у тебя долги, ты же на гособеспечении, кому ты задолжал? И он тогда сказал: «Мам, ты не поймешь. Я просто должен, и все», — вспоминает мама Саламата.


Женщина подчеркнула, что последние три месяца перед своей смертью Саламат начал просить особенно много денег, и чаще, чем обычно.

Я ему в один день написала — на что он постоянно просит такие большие деньги? Он мне в ответ заявил: "Мама, если ты мне сейчас вечером не отправишь 100 тысяч, то утром я буду должен уже 200". Я не сразу поверила, что сейчас возможно такое, что его "посадили на счётчик", но всё-таки нашла 100 тысяч. Но позже он обратился с просьбой дать ему 200 тысяч. На этот раз меня это уже достало, и я сказала, что больше никаких денег он не получит, — вспоминает женщина.

Уже после похорон сына она подсчитает, что за эти 3,5 месяца родственники перевели ему суммарно 630 тысяч тенге.

В последние сутки перед своей смертью Саламат писал с просьбой перевести ему денег своему старшему брату. В сообщениях он говорил: «Если ты сейчас не переведёшь мне деньги, то я могу остаться без руки. Или лишусь ноги». 

Вечером 13 декабря нам позвонил Мурат, начальник его курса, и сообщил: «Апай, случилась трагедия, мы лишились вашего сына. Такой хороший был парень, сам по себе ходил, спокойный». Я тогда в сердцах сказала — а если он такой хороший и спокойный, как вы его лишились? Дальше его брат выхватил трубку и начал ругаться с начальником, — вспоминает мама Саламата подробности того трагического дня.

В последний день своей жизни Саламат с 11 часов дня отправлял сообщения своему старшему брату с просьбой скинуть 300 тысяч тенге до 17:00 часов по алматинскому времени. В посёлке где живёт семья парня, нет стабильного интернета и он появляется по вечерам, и поэтому сообщения Саламата его старший брат увидел только вечером. Последнее сообщение от Саламата пришло в 16:31. Он написал: «Я пошёл».

«Это признаки огромных финансовых махинаций»

Ещё летом, когда он ездил на полевые работы, выяснилось, что из пяти академий МВД, существующих в Казахстане, только алматинская решила провести занятия очно. Когда родители в общем чате стали узнавать причину такого формата обучения, в разговор вступил и Мурат, начальник курса. Разговор дошёл до того, что выяснилось, что ещё в апреле курсантам были переведены по 95 тысяч тенге того самого гособеспечения, про которое всё время говорили, но которое я ни разу не видела, — вспоминает мама Саламата. 

«У меня язык не поворачивается рекомендовать кому-то учёбу в силовых структурах»

Раньше я искренне верила, что система МВД — это нечто стабильное, железобетонное, дисциплина, порядок. И теперь, после этой трагедии, у меня даже язык не поворачивается детям посоветовать учёбу в таких заведениях. Кроме того, после трагедии начальник курса Мурат, вместо того, чтобы сообщить нам о самоубийстве, вышел на родителей других курсантов из Уральска и просил их сообщить нам, что с Саламатом произошла беда. Об этом мне рассказали родители другого курсанта, присутствовавшие на похоронах, — говорит Бекзат.

22 декабря из академии МВД ответили на письмо из редакции. Далее приводится полное письмо, присланное из академии:

«На Ваш запрос сообщаем, что 13 декабря 2020 года курсант Саламат Утегенов был найден повешенным. По данному факту проводится досудебное расследование Управлением собственной безопасности ДП г. Алматы по ст.105 ч.1 УК Республики Казахстан.

Вместе с тем, в ходе проведения служебного расследования установлено, что фактов неправомерных действий со стороны сотрудников и курсантов академии не выявлено.

С уважением, Алматинская академия МВД Республики Казахстан».

На заданные в письме вопросы касаемо постоянного сбора денежных средств с курсантов в академии, о котором говорили родственники погибшего, в академии МВД предпочли не отвечать.