Срочная новость Задержание председателя Актауского суда прокомментировал Антикор

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Почему российские/белорусские продукты дешевле казахстанских?

25 декабря в Мажилисе будет рассматриваться торговая политика

Почему российские/белорусские продукты дешевле казахстанских?
Фотоколлаж Politic

Наша страна по международным оценкам делает значительные успехи в развитии торговли. Эксперты отмечают высокий уровень автоматизации процессов, дебюрократизации, успешного внедрения принципов единого окна, цифровизации таможенной сферы. Активно устраняются законодательные барьеры для развития торговли.

Но пока, к сожалению, это не в полной мере решает наши внутренние вопросы.

Это рост цен, импортозависимость, несырьевой экспорт. От правильной торговой политики зависит доступность качественных товаров на наших прилавках. Благосостояние каждой семьи. Торговая политика влияет на экономику и развитие производства, передает Politic.

Эти и многие другие вопросы планируют обсудить депутаты в ходе правительственного часа 25 декабря. В преддверие данного заседания проблемные вопросы мы решили обсудить с Екатериной Смышляевой, секретарем Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК.

Еще 20 лет назад, в студенческие годы, мне довелось поработать в цехе по производству шампуня и мыла в родном Павлодаре. Так вот, тогда я с удивлением обнаружил, что продукция нашего, местного, производства дороже привозной. И за пару десятилетий ситуация абсолютно не изменилась! Как же получается, что товары тех же России и Беларуси даже с учетом транспортных расходов здесь стоят дешевле?

Казахстан, Россия и Беларусь находятся в Евразийском экономическом союзе, между нашими странами отсутствуют таможенные границы, нет таможенных пошлин, применяются единые технические регламенты. Это снимает многие барьеры по доступу на рынки друг друга. Соответственно, возрастает конкуренция на рынке товаров, в том числе продовольственных. Цена товаров во многом зависит от объемов поддержки и субсидирования производителей.

И для потребителя это хорошо только в том случае, если цена снижена не за счет качества.

А вот если ради низкой цены идет замена сырья более дешевым, при этом наши отечественные товары более высокого качества проигрывают. Это неправильно и с этим необходимо бороться.

Здесь слово за контролирующими органами и, конечно, за общественниками в лице обществ по защите прав потребителей. В этом году Министерство торговли объединило все стороны в одном ситуационном штабе, чтобы работа была эффективней. Думаю, у депутатов на правительственном часе тоже будут предложения по организации работы штаба.

Кроме того, в настоящее время в Мажилисе находится на рассмотрении закон о защите прав потребителей. Там также рассматривается вопрос контроля качества товаров на прилавках. Депутаты активно дают свои предложения.

Законопроект также находится в поле внимания членов общественной палаты Мажилиса, где есть представители обществ по защите прав потребителей.

Как вы оцениваете уровень развития электронной торговли в Казахстане, если убрать за скобки качество и покрытие Интернета? Какие пробелы в законодательстве Вы видите в этой сфере?

Согласно официальной статистке в Казахстане в 2022 году доля электронной торговли составила - 12,5%. В деньгах это порядка 2 трлн тенге.

Это говорит о том, что в целом в нашей стране электронные покупки достаточно популярны. На рынке есть международные маркетплейсы и крупные отечественные игроки (kaspi, halyk market, clever и т.д.).

Это маркетплейсы «смешанных» товаров. Свои электронные витрины появляются и у отдельных брендов и магазинов.

Значительному росту онлайн торговли способствовали условия, которые были во время пандемии. Это сильно ускорило развитие электронной торговли во всем мире.

В Казахстане этому также способствовала «продвинутая» платежная система и достаточно неплохой уровень доверия граждан к цифровой среде.

Есть, конечно и проблемные вопросы. По сравнению с цифровой торговая инфраструктура у нас развита гораздо меньше. Есть большие проблемы с транспортной логистикой. Уже сейчас мы видим, что оперативность работы маркетплейсов в городах и сельской местности очень разная. Не хватает инфраструктуры, пунктов выдачи, есть проблемы с транспортной логистикой. А электронная торговля крайне требовательна к этим условиям.

Над решением данных проблем необходимо работать, чтобы доступ к сервисам электронной торговли имел каждый гражданин Казахстана, независимо от места своего проживания.

Большая надежда здесь на национального почтового оператора «Казпочта».

Что касается законодательства, то электронная торговля во многом регулируется теми же нормами и правилами, что и обычная. Есть свои особенности в части коммуникаций, вопросах информационной безопасности и защиты персональных данных, защите прав потребителей.

Отдельный вопрос стоит по организации процессов в цифровой среде, монополизации рынков, теневого оборота товаров и услуг. Сейчас мы видим, что из-за ограниченного доступа на площадки крупных маркетплейсов, небольшие производители торгуют в социальных сетях.

Эти и другие вопросы в самое ближайшее время мы рассмотрим в рамках соответствующего законопроекта.  И здесь главное не перестараться, не затормозить развитие. Думаю, разработка регуляторных инструментов должна происходить с максимальным привлечением экспертов и общественным обсуждением.

Не только импортозамещение важно, но и экспортный потенциал страны. Что именно Казахстан готов экспортировать на сегодняшний день? Только сырье, как считают многие обыватели?

Не только сырье, конечно. При всем том, что наша экономика все еще находится в сырьевой ловушке, позитивная динамика есть.

По итогам 10 мес. текущего года экспорт Казахстана составил 64,6 млрд долл. США. Треть – это обработанные товары. Растет и номенклатура. В этом году на экспорт идет 3443 позиций. На 140 позиций больше, чем в прошлом.

Если привести примеры товаров, то это мука, подсолнечное масло, легковые автомобили, минеральные удобрения.

Востребованы наши тепловыделяющие элементы, электрические трансформаторы, воды, включая минеральные и газированные, подшипники, табачные изделия.

Вместе с тем, ни в одной стране мира экспортеры не обходятся без государственной поддержки в том или ином виде. Это страхование, сопровождение, кредитование, получение международных сертификатов соответствия и многое другое.

Наша экспортная политика не исключение. В этом году в Мажилисе мы рассмотрели законопроект об экспортном агентстве. Он уже подписан Главой государства. Закон направлен на то, чтобы усилить меры поддержки экспортеров, обеспечить доступ к этим мерам. По последней проблеме очень часто обращаются предприниматели. Будем смотреть за правоприменением этих норм на практике.

Ожидаем также, что дополнительные инструменты стимулирования экспорта нам представит в понедельник министр торговли и интеграции.

В целом хотелось бы подчеркнуть, что наша страна находится в условиях глобальной конкуренции. В данном контексте очень важно выработать правильные меры, направленные на улучшение условий для наших производителей. Стратегической задачей Правительства видится не только насыщение внутреннего рынка отечественным продовольствием, но и увеличение доли экспорта.

Думаю, в понедельник, 25 декабря, состоится открытая и конструктивная дискуссия, за которой смогут наблюдать абсолютно все казахстанцы – трансляция Правительственного часа будет доступна в аккаунтах Мажилиса в социальных сетях, начало в 10 часов.