"Кредит доверия к Ахметову исчерпан"

29.04.2021, 05:54

С наступлением 2021 года Семей хронически пребывает в центре громких скандалов

Ratel.kz

Представители бизнес-сообщества, народные избранники и представители общественных организаций города Семея обратились к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой создать комиссию по изучению деятельности акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова, передает Politic.

Как отмечает Caravan.kz, ситуация с Семее накалилась настолько, что на общей встрече депутаты, предприниматели и общественники не только перечислили факты многочисленных нарушений в сфере строительства, государственных закупок, инвестиций, общественных перевозок, переработки твердых бытовых отходов, но и потребовали аудита для проверки руководства ВКО.

Один из наиболее спорных вопросов – проект по строительству полигона для твердых бытовых отходов. Напомним, власти ВКО инициировали проект по строительству в Семее полигона ТБО стоимостью 6,8 миллиарда тенге, 3,8 из которых – кредит от ЕБРР.

"После изучения финансовой модели этого проекта становится понятно, что его реализация повлечет сильное увеличение тарифа для населения. Ответственно заявляю, что все цифры в нем – это обыкновенная подгонка под желаемый результат. Финансовый проект прогнозирует стоимость вывоза одной тонны ТБО на полигон в 2025 году в размере 21 670 тенге против 1 374 тенге на сегодняшний день. В среднем по Казахстану захоронение одной тонны сегодня колеблется от 1 250 до 1 750 тенге. Для сравнения: стоимость угля на сегодняшний день составляет 8 тысяч тенге. Захоронение одной тонны мусора на новом полигоне Семея эквивалентно тому, чтобы сжечь 2,5 тонны угля!" – привел пример депутат маслихата г. Семея Рафаил Хазипов.

В нынешнем году в схожей ситуации оказался общественный транспорт Семея. В 2018 году по инициативе акимата было создано совместное предприятие – автопарк "Semey Bus", в котором 51 процент уставного капитала принадлежал частному бизнесу, а 49 процентов – акимату Семея. По заключенному договору, новый муниципальный автопарк взял у БРК в лизинг 170 новых автобусов. А на прошлой неделе акимат в одностороннем порядке разорвал договор с созданным им автопарком.

"По договору, местный исполнительный орган принял на себя обязательства субсидировать убытки перевозчика, но не выполнил их, спровоцировав кредиторскую задолженность у предприятия. Более того, организовал информационную кампанию по дискредитации перевозчика, ссылаясь на его неэффективный менеджмент. Кто может дать гарантию, что в 2025 году на месте сегодняшнего автопарка не окажется компания, занимающаяся новым полигоном ТБО? Недопустимо, когда закон и условия договора нарушают государственные органы, в частности, акиматы ВКО и Семея. Это ставит под угрозу проекты государственно-частного партнерства и влечет утрату доверия бизнеса и общества к институту государственного управления", – добавил Хазипов.

"Даниал Ахметов, вы кинули нас!"

Представители бизнеса также заявили, что они сталкиваются с систематическими нарушениями при проведении госзакупок. Кроме того, подчеркнули общественники Семея, в городе монополизирован строительный рынок.

"Мы добились создания комиссии, но в ее состав вошли те люди, на кого мы жаловались, и комиссия не увидела нарушений. Хотя все наши вопросы нашли свое подтверждение в департаменте государственного аудита и в судах. Но их решения никто не выполняет. Сегодня положение вопиющее: если в конкурсе по госзакупкам участвуют 5, 9, 12 фирм, проект всегда отдают одной. А затем начинается рост цены. Мы провели анализ: за последний год только по 7 объектам проекты были скорректированы в сторону увеличения на 23 миллиарда тенге! Я считаю, что кредит доверия к власти ВКО исчерпан", – заявил генеральный директор ТОО "ДСУ № 14" Александр Федосов.

В итоге все это привело к тому, что представители восточноказахстанского бизнес-сообщества, депутаты и общественники подписали обращение к главе государства с просьбой создать комиссию с участием представителей республиканских органов Счетной палаты, Антикоррупционной службы, Генеральной прокуратуры для изучения работы руководства ВКО.