Срочная новость На 2.5 млрд обманули дольщиков в Актюбинской области

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Карьерные зигзаги Сапархана Омарова

Кто мог подумать, что после успешного преодоления ковидного 2020-го траектория управленческого роста закончится на засухе?

Карьерные зигзаги Сапархана Омарова
kaznovosti.kz

Неожиданная отставка министра сельского хозяйства Сапархана Омарова из разряда «чем ты большего достиг, тем всяких ВДРУГ бывает больше», передает Politic со ссылкой на kazvedomosti.kz. Вообще-то для выходца из многодетной семьи в сельской местности, где родители воспитали семерых детей, карьера получилась весьма впечатляющая. Практически воплощенная «казахстанская мечта» со всеми положенными ей досадностями. Ну кто мог подумать, что после успешного преодоления ковидного 2020-го траектория управленческого роста закончится на заурядной засухе?

НА СВОЕМ МЕСТЕ

Сапархан Омаров досконально знал вверенную ему отрасль. Он благодарен Елбасы Нурсултану Назарбаеву, президенту Касым-Жомарту Токаеву и премьеру Аскару Мамину за оказанное доверие. В профессиональном плане восемнадцатый глава Минсельхоза Республики Казахстан не подкачал. В Глобальном рейтинге продовольственной безопасности по итогам 2020-го Казахстан занял 32 место среди 113 стран мира, поднявшись на 16 позиций по сравнению с 2019 годом (по данным The Economist Intelligence Unit).

Темп роста в сельхозпроизводстве по итогам 2020 года составил 5,7 % (РБ – 4,9 %, РФ – 1,5 %, Армения – 1,5 %, Кыргызстан – 1,1 %). Это самый лучший показатель за последние 7 лет.

В 2019 году были пересмотрены механизмы субсидирования с увеличением охвата мелких и средних фермеров, внедрен механизм гарантирования займов мелких и средних фермеров перед банками второго уровня за счет государства.

При министре Омарове решена проблема погашения задолженности государства по субсидиям перед сельхозпроизводителями, которая на протяжении нескольких лет переходила из года в год на манер эстафеты. С целью закрытия вопроса до конца 2019 года правительством дополнительно выделено 78,2 млрд тенге. Если в 2019-ом объем государственной поддержки АПК составил 324 млрд тенге, то на следующий год он достиг 366 млрд (рост 13 %).

Упрощены процедуры получения субсидий на минеральные удобрения. Упрощение (не путать с примитивизацией) прошло красной нитью через всю работу Минсельхоза под руководством Сапархана Омарова. По инвестсубсидиям были исключены излишние требования по техническому обследованию строительно-монтажных работ производственных зданий и сооружений, поскольку на практике акиматы столкнулись с невозможностью реализации таких норм.

Упрощен порядок распределения и получения ГСМ для сельхозпроизводителей, так как возникали вопросы по резервированию их средств на счетах системы «Qoldau» в течение 30 дней. Все субсидии в растениеводстве объединены в единые правила. Расширено субсидирование средств защиты растений (теперь оно распространяется не только на гербициды, но и другие виды пестицидов).

Одним из главных новшеств является возможность получения субсидий не в рамках календарного года, а в течение 12 месяцев со дня приобретения семян, удобрений, пестицидов.

ПОЛЕЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

В сельском хозяйстве с 2020 года внедрена система добровольного страхования. Разработаны страховые продукты по защите от засухи и избытка влаги, а также впервые в животноводстве республики стало возможным страхование крупного рогатого скота, для чего на отечественный рынок привлечена международная перестраховочная компания Swiss Re.

Фермеры активно начали пользоваться страховыми продуктами. Уже в прошлом году они застраховали 115 тыс. га посевов и более 2000 голов КРС. Для первого года это неплохой результат.

Внесены изменения в бюджетное законодательство и на текущую «трехлетку» (2020-2022 годы). Отныне трансферты общего характера на развитие сельского хозяйства рассчитаны от доли региона в валовой продукции сельского хозяйства, а не от численности людей, как было раньше. Это позволило устранить перекосы в объемах выделяемых субсидий из местного бюджета. Теперь господдержка направляется в большей мере в те регионы, в которых имеется наибольший потенциал развития АПК.

Также предусмотрены минимальные объемы расходов на поддержку сельского хозяйства, что не позволит акиматам отвлекать средства на другие цели развития региона.

В 2020 году проведен пилотный проект по космомониторингу сельхозземель в четырех областях республики (Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Мангистауская). В результате выявлено неиспользуемых земель на площади 8,3 млн. га, из которых 0,7 млн. га пашня и 7,6 млн. га пастбища.

В целом космомониторинг показал свою эффективность, так как позволяет провести анализ всех сельхозземель, исключает выезд инспектора, что в итоге экономит временные и материальные затраты. С января текущего года космомониторинг применяется на всей территории республики.

Темпы обновления машинно-тракторного парка в 2020 году были доведены до 4,1 %. Физически это выражается в 15323 единицах против 12022 годом ранее (рост 27 %).

Тракторов приобретено 4774 (+40 % к уровню 2019-го), комбайнов 1182 (+5 %), почвообрабатывающая техника – 1162 (+42 %), прочая техника – 8205 (+23 %).

Хорошим темпам обновления способствовал механизм использования инвестиционной субсидии авансом в качестве первоначального взноса за лизинг техники. Нетрудно догадаться, что повышение технической оснащенности предприятий АПК является обязательным условием роста посевных площадей, урожайности и валового сбора. Если сравнить сельскохозяйственные итоги 2019-го и 2020-го, то связь совершенно прямая.

В прошлом году запущена программа форвардного закупа, которая показала свою эффективность. Форвардный закуп выполняет две задачи: гарантированный закуп зерновых и масличных у отечественных производителей и обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем, животноводов и птицеводов – кормами.

В рамках механизма приобретено 483,8 тыс. тонн зерновых и масличных культур на сумму 24,5 млрд тенге. В 2021-ом на эти цели выделено порядка 40 млрд. тенге, что позволило закупить 766 сельхозкультур.

ЗИГЗАГИ СУДЬБЫ

Нельзя не усмотреть досадной иронии в том, что Сапархан Омаров на посту министра боролся за продвижение в жизнь водосберегающих технологий и техники, заботился о росте продуктивности в вопросах кормопроизводства. Но именно засуха, дефицит воды, кормов и, как следствие, падеж скота в технически и технологически отсталых хозяйствах стали причиной его отставки.

Пусть хорошее поведение обычно остается незамеченным, но мы напомнили хотя бы о самых основных достижениях этого руководителя МСХ за время работы на благо сельского хозяйства и страны.

В рамках поручения президента по привлечению стратегических инвесторов 12 января текущего года между Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, казахстанской компанией «Kusto Group» и американской компанией «Valmont Industries» (это мировой лидер в сфере инвестиций и управления объектами водной инфраструктуры, орошаемого земледелия и производства ирригационных систем) подписано соглашение об инвестициях.

Документ предусматривает создание в Казахстане сети демонстрационных ферм и строительство завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельхозкультур.

У публики порой складывается впечатление, что прогресс в сельском хозяйстве линеен аналогичным процессам в компьютерах или военном деле. На самом деле даже сорта самой передовой селекции при богарном (дождевом) орошении бессильны в период засухи, чернозем всегда будет иметь преимущества перед бедными почвами, сколько в них ни вкладывай удобрений, а самые высокопродуктивные породы скота не могут показать своих преимуществ при дефиците кормов.

Возможно, Сапархан Омаров слишком оптимистично оценивал потенциал различных игроков АПК на отечественном поле. Министр априори исходил из того, что все фермеры и агрохолдинги болеют за общее и свое дело так, как это делал он на своем посту.

Разумеется, в Казахстане есть передовые хозяйства и люди, которые способны по достоинству оценить предоставляемые им возможности, готовые интенсивно инвестировать в землю и технику. Вот только такие не все.

Поэтому, когда МСХ закупало племенной скот сверх первоначального плана, вкладывалось дополнительно в ветеринарию, расширяло возможности фермеров для поставок своей продукции государству, задуманной отдачи все-таки не происходило. Не все под силу одному Минсельхозу.

Даже сельчане не всегда горят желанием работать в поле, предпочитая стезю водителя общественного транспорта, офисного работника или просто жителя большого города, где не нужно заниматься ежедневным уходом за животными, посадкой и сбором урожая, обрезкой деревьев. В общем, не все зависит от министра.

Теперь уже экс-глава Минсельхоза покинул свой пост достойно, без обид и истеричных обвинений в несправедливости. Хотя как раз у него есть прямые смягчающие обстоятельства в виде природного форс-мажора.

По всему видно, что господин Омаров болел прежде всего за дело и за страну, всеми силами и умениями старался оправдать оказанное ему доверие. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но и здесь бывшему министру ничего серьезного поставить в вину нельзя. Огромный массив работы проделан системно и последовательно, в рамках продуманной и взвешенной стратегии.

Валерий СУРГАНОВ