Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
"Кто обманул Президента Токаева насчет LRT?"
Казахстанский экономист доходчиво объяснил, почему Астана LRT – крайне убыточный проект
Уже нынешнее поколение казахстанцев будет жить без Нацфонда, если правительство будет разбазаривать наши деньги, считает отечественный экономист Расул Рысмамбетов, передает Politic.
"Мой большой вопрос - кто обманул Президента Токаева насчет LRT? Под проектом LRT стоят подписи четверых премьеров. Понятное дело, что было "подмахивание" с возложением ответственности на акимат Астаны.
Как говорят в казахском правительстве - "Пришел кризис, отворяй Нацфонд!" Компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила в СМИ, что "сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов". И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1 млрд долларов", - заявил Рысмамбетов.
По мнению эксперта, последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан.
"Даже не понимаю, зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают", - обратил внимание аналитик.
Далее экономист перешел к простой арифметике: 313,5 млн+1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе - 429 тенге за 1 доллар США - это около 597,8 млрд тенге. Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге. Население города – 1 млн жителей. А если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты на проект вернутся после 1,195,623,000 поездок.
"Много ли это 1 млрд поездок? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?" – вопрошает эксперт.
От силы, предположил Рысмамбетов, будет 5 тыс пассажиров в день (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тыс дней - более 600 лет, то есть очень долгосрочный бизнес. 100 тыс. пассажиров ежедневно (10% от населения города) – драматически сокращают сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.
То есть, отмечает аналитик, это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT.
"Это как брать и разрушать одну свежепостроенную школу - цена которой как раз 2-4 млрд тенге. Много ли это? Сколько больных детей не могут получить нормальной медицинской помощи в глубинке и даже в столице? Скольких детей из-за отсутствия специалистов государство отправляет на лечение за границу? Получается вместо лечения детей, мы можем их катать на LRT. Согласен, что аргумент про больных детей, разваливающиеся школы в пригородах и недоступность питьевой воды во многих населенных пунктах – избитый. Но эти проблемы никуда не деваются, а LRT будет нависать над бюджетом и астанчанами", - подчеркнул специалист.
В бизнесе есть термин "sunk cost", то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost - это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их. А в Казахстане, отметил Рысмамбетов, таких sunk cost - от Экспо до LRT - немало.