Срочная новость Казахстанцев освободят от сдачи деклараций: кого это коснется

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

"Кто обманул Президента Токаева насчет LRT?"

Казахстанский экономист доходчиво объяснил, почему Астана LRT – крайне убыточный проект

"Кто обманул Президента Токаева насчет LRT?"
Фотоколлаж

Уже нынешнее поколение казахстанцев будет жить без Нацфонда, если правительство будет разбазаривать наши деньги, считает отечественный экономист Расул Рысмамбетов, передает Politic.

"Мой большой вопрос - кто обманул Президента Токаева насчет LRT? Под проектом LRT стоят подписи четверых премьеров. Понятное дело, что было "подмахивание" с возложением ответственности на акимат Астаны.

Как говорят в казахском правительстве - "Пришел кризис, отворяй Нацфонд!" Компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила в СМИ, что "сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов". И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1 млрд долларов", - заявил Рысмамбетов.

По мнению эксперта, последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан.

"Даже не понимаю, зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают", - обратил внимание аналитик.

Далее экономист перешел к простой арифметике: 313,5 млн+1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе - 429 тенге за 1 доллар США - это около 597,8 млрд тенге. Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге. Население города – 1 млн жителей. А если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты на проект вернутся после 1,195,623,000 поездок.

"Много ли это 1 млрд поездок? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?" – вопрошает эксперт.

От силы, предположил Рысмамбетов, будет 5 тыс пассажиров в день (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тыс дней - более 600 лет, то есть очень долгосрочный бизнес. 100 тыс. пассажиров ежедневно (10% от населения города) – драматически сокращают сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.

То есть, отмечает аналитик, это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT.

"Это как брать и разрушать одну свежепостроенную школу - цена которой как раз 2-4 млрд тенге. Много ли это? Сколько больных детей не могут получить нормальной медицинской помощи в глубинке и даже в столице? Скольких детей из-за отсутствия специалистов государство отправляет на лечение за границу? Получается вместо лечения детей, мы можем их катать на LRT. Согласен, что аргумент про больных детей, разваливающиеся школы в пригородах и недоступность питьевой воды во многих населенных пунктах – избитый. Но эти проблемы никуда не деваются, а LRT будет нависать над бюджетом и астанчанами", - подчеркнул специалист.

В бизнесе есть термин "sunk cost", то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost - это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их. А в Казахстане, отметил Рысмамбетов, таких sunk cost - от Экспо до LRT - немало.