Срочная новость Казахстанцев освободят от сдачи деклараций: кого это коснется

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Булат Абилов – авторитет или популист?

О возвращении бизнесмена в большую политику

Булат Абилов – авторитет или популист?
forbes.kz

Что стоит за возвращением бизнесмена Булата Абилова в большую политику – пустое отрицание действующего курса или конкретные предложения по улучшению жизни казахстанцев? На этот вопрос попытался ответить Сергей Ким, автор информационно-аналитического центра МГУ. Politic приводит выдержку из его публикации. Мы напоминаем, что мнение автора частично либо полностью может не совпадать с позицией редакции. 

«16 мая 2022 г. Булат Абилов, известный казахстанский бизнесмен, который покинул политическое поле около 10 лет назад, заявил о создании партии Bizdin Tandau – «Наш выбор». Интересная параллель напрашивается с названием партии «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), в числе учредителей которой в 2001 году был и сам Абилов. После того как политика исключили из депутатского корпуса партии «Отан». Тут еще одна отсылка, но уже к истории другого оппозиционера, создателя другой новой и незарегистрированной партии «El Tiregi» – Нуржана Альтаева, который ранее был депутатом партии «Нур Отан», а сегодня активно критикует власть совместно с тем же Абиловым по широкому кругу вопросу.

Однако возвращаясь к идеологическому фундаменту партии «Наш выбор», стоит отметить абсолютно популистский характер выносимых предложений: от переименования страны и столицы – Қазақия и Алаш-Орда, соответственно, до выхода из ЕАЭС и ОДКБ – видимо, для отключения контактов с соседями и стратегическими партнерами. С точки зрения будущего «Нашего выбора», если партии и удастся зарегистрироваться, то, скорее, мы будем говорить об институции харизматического типа, где все внимание будет приковано к фигуре некогда популярного, но тоже далеко не всеми любимого Абилова.

Интересно, что популистские высказывания последние месяцы звучат из уст совершенно конкретных людей и по одним и тем же каналам СМИ или блогеров, которые успели поработать с западными грантами и НПО. Самые популярные для распространения идеи – срыв конституционной реформы, призыв к отставке Токаева, отказ от контактов с Россией, свержение всех внутренних политических институтов. Видимо, останется после этого построить новое государство с новым внешнеполитическим курсом.

Например, 18 мая «Радио Азаттык», подразделение американского «Радио Свобода», опубликовало выступление активистов из «Ұлт тағдыры», «Халықаралық Атажұрт Жастары», «Мұқалмас», которые призывают перенести референдум на несколько месяцев или отказаться от него в нынешнем виде в принципе. В числе причин «отсутствие в составе комиссии по поправкам независимых экспертов». Под независимыми, судя по всему, подразумеваются эксперты, которые заранее настроены против действующих властных институтов. Например, люди, выступавшие на этом мероприятии, – Есенгазы Куандык, Дос Кошим и др.

Критика Токаева у политиков из прошлого, видимо, по замыслу сценаристов этого процесса возвращения «старой элиты» в околополитическую среду Казахстана, должна привести к повторению сюжетов. Тогда в 2001 года ДВК критиковали Токаева, просили от него реформ, и он ушел с поста премьер-министра.

Сегодня сценарий не может повториться не только в силу того, что авторитет президента после январских событий вырос. За фигурами «старой элиты» не стоит никакого нового содержания, кроме критики власти и желания разрушить все, а на руинах построить что-то – пока неясно, что конкретно.

Люди же с реальным авторитетом, которых сегодня пытаются записать в «новую старую политическую элиту», напротив, демонстративно держатся в стороне от происходящего в околопартийной среде. Так, бывший премьер-министр, экс-посол в РФ, бывший аким Астаны и Алматы Имангали Тасмагамбетов стал президентом Казахстанской федерации гольфа. Должность общественная, а не политическая, хотя и яркая. Такое дистанцирование разительно отличает реального политического тяжеловеса из «старой элиты» от политиков-популистов, которые и не ищут нового содержания для своих проектов, – однако в этом намного лучше разберется уже сам казахстанский избиратель».